Примечание: "С" – собственное предприятие, "К" – основной конкурент.
Проведя всесторонний анализ сильных и слабых сторон товара, мы можем с гордостью сказать клиенту - наш продукт выгодно отличается от конкурентов, и это действительно так. Но значит ли это, что и уровень продаж должен выгодно отличаться в нашу сторону?
В данной ситуации необходим анализ конкурентной обстановки и определение положения в ней организации, определение сложности и динамизма конкурентной среды.
Также я считаю необходимо составить SWOT анализ предприятия, учитывающий сильные и слабые стороны предприятия и имеющиеся внешние возможности и угрозы.
Таблица 4 SWOT анализ
Сильные стороны · Наличие конкурентных преимуществ · Достаточные финансовые ресурсы · Высокая компетентность менеджеров · Наличие опыта внедрения передовых технологий производства · Авторитет, имидж среди конкурентов · Наличие собственной сбытовой сети в регионах РФ |
Возможности · Способность выхода на новые рынки · Расширение услуг компании · Возможность быстрого развития в связи с бурным ростом строительства · Появления новых технологий |
Слабые стороны · Отсутствие стратегии конкурентной борьбы · Недостаточный уровень мотивации · Высокая себестоимость, высокий уровень издержек · Неудовлетворительная деятельность службы маркетинга · Наличие кризисных явлений в организации · Дружеские узы в компании в компании в ущерб профессиональным · Отсутствие управленческой настройки (функции, обязанности). · Отсутствие направления дальнейшего развития фирмы · Высокая зависимость от спроса · Отсутствие мониторинга факторов окружающей среды |
Угрозы · Выход на рынок конкурента с более низкими издержками или новыми технологиями · Изменение требований потребителя · Появление товаров заменителей · Изменение потребителей и вкусов потребителей, их жизненного уровня · Интеграция конкурентов · Зависимость от поставщиков комплектующих · Потеря клиентов (уход к конкурентам) |
В результате проведения SWOT анализа я выявил наиболее важные зоны-наиболее реальные перспективы развития предприятия и наиболее вероятные угрозы существования предприятия (вопросы требующие незамедлительного решения).
Приоритетными областями деятельности предприятия являются :
1. Способность реализовывать возможности: конкуренции, организационного и инновационного развития, выхода на новые рынки и обслуживание дополнительных групп потребителей.
2. Способность противостоять угрозе слабой адаптации к окружающим ситуациям и к угрозе выхода на рынок конкурента с более низкими издержками или новыми технологиями.
Конкурентный анализ должен производится сотрудниками работающими в конкретном регионе и по конкретному виду продукта, т.к. именно они знают о реальном положении дел на рынке. Но как это будет выглядеть в реальности?
Центр (директор) основывается на показатели продаж, причем нет разделения на регионы-Самара или Екатеринбург, Новосибирск или Ростов. А в каждом регионе своя конкуренция и производители, разный уровень платежеспособности, и соответственно подход должен быть к каждому региону и продукту в нем особенный, индивидуальный. Объем по продажам конечно носит косвенный характер разделения по видам производимой продукции, но как и сколько уделяется сил, труда сотрудников для продвижения на рынок и реализации его конечному потребителю? А самое главное насколько эффективно при существующей схеме?
Для решения вышеобозначенных проблем мною была составлена составлена продуктово-рыночная матрица, где в столбцах указаны 3 основные товарные группы, а в строках- регионы (14), в которых работает фирма. Если данный вид товара преобладает в структуре спроса в данном регионе, то в соответствующей ячейке проставляется знак "+", если на данный вид товара существует более-менее стабильный спрос в данном регионе, то в соответствующей ячейке проставляется знак "-". И, наконец, если данный товар в регионе практически не пользуется спросом, либо фирма не считает целесообразным заниматься данной продуктово-рыночной комбинацией, ячейка оставляется пустой. Заполненная матрица представлена в приложении № 5. Как видно из матрицы, каждый регион характеризуется преобладанием определенной товарной группы в структуре спроса. Один менеджер из отдела закупок отвечает за несколько схожих продуктово-рыночных комбинаций.
В зависимости от особенностей экономической географии региона товарные группы и перечень поставляемого оборудования характеризуются более или менее определенным процентным отношением. Все это имеет большое значение для сбыта, потому что спрос на различные товары не всегда совпадает с предложенным набором.
Эту проблему можно решить двумя способами:
- путем поставки оборудования только по заявкам клиентов, однако это не дает возможности иметь товары в достаточном количестве на региональном складе, таким образом увеличивается срок выполнения заказа.
- путем возврата (в исключительных случаях) продукта, спрос на который незначителен, на центральный склад для перераспределения по другим регионам.
В настоящее время, при поставках оборудования из одного места в другое, из-за несовершенства структуры компании, возникает много организационных и логистических проблем, на которых мы остановимся подробнее.
В компании "ВТС Клима" существует деление на региональные представительства по территориальному признаку. Однако они вовсе не идентичны из-за разнообразия рынков, которые обслуживают. Существуют четырнадцать подразделений, которые отчитываются (через пять координаторов) перед директором компании за результаты своей работы.
Действующая организационная структура фирмы "ВТС Клима" зафиксирована в действующем положении об организационной структуре фирмы, утвержденном 29 октября 1999 г. Схема этой структуры приведена на рисунке в приложении 1.
Остановимся подробнее на функциях представительства в настоящий момент, на имеющихся у них полномочиях. Представительства состоят из: управляющего представительством, инженеров-консультантов, сервис-инженера, секретаря представительства и кладовщика. Функции представительств следующие:
1. Управляющий представительством
Управление представительством
Участие в выставках
Сдача ежемесячного отчета
Получение выписок из банка
Административно-хозяйственное обеспечение деятельности представительства
2. Инженер-консультант
Поиск и проведение сегментирования клиентов
Презентация и представление услуг фирмы
Предварительная обработка заявки клиента
Получение заказа
Контроль выполнения заказа клиента
3. Сервис-инженер
Координация работы сервис-центров
Решение проблем технического характера