Другими словами, система хорошо функционировала в условиях растущего рынка 1996 — 2003-х годах и начала "давить сбои", когда рынок стал нестабильным и вместо рынка продавцов сформировался рынок покупателей. Структура конкурентов стала разнообразнее и начался переход от стандартизованных товаров ориентированной на широкую группу потребителей - к узкой специализации и к специальным товарам. Последнее обстоятельство фактически стало ключевым фактором. Снижение доли рынка объясняется тем, что компания стала утрачивать контроль за региональными рынками а также усилением позиций местных конкурентов. На рынке оборудования для систем вентиляции до недавнего времени доминировала компания ВТС Клима. В последнее время активно конкурировать с нами стали и другие производители из России-Korf, NED и Веза (основные конкуренты). Эти компании успешно осваивают нишу простых в изготовлении агрегатов для систем вентиляции.
В Самаре, на рынке производителей вентиляционного оборудования имеет место сосуществование сбалансированных конкурентов. Такая ситуация складывается, когда конкуренты имеют сходные характеристики. Этим и объясняется жесткость конкурентной среды.
В нашем случае необходима индивидуализация продукции, которая приведет к преимуществу и защитит организацию от соперников.
Был произведен анализ конкурентов, анализ сильных и слабых сторон товара на примере одной товарной группы: воздушно-отопительных агрегатов, результаты который можно увидеть в таблице 2 .
Табл. 2 Анализ и оценка конкурентов.
№ п/п |
Характеристика конкурирующей продукции |
Веза |
Корф |
NED |
VTS |
1. |
Система аргументации при продажах |
Средняя |
Средняя |
Средняя |
Высокая |
2. |
Занимаемая доля рынка, % |
16 |
31 |
24 |
29 |
3. |
Средний уровень цены, % |
средняя |
ниже средней |
ниже средней |
средняя |
4. |
Предоставление дополнительных услуг |
нет |
нет |
нет |
автор. центры |
5. |
Уровень технологии |
высокий |
средний |
средний |
высокий |
6. |
Качество продукции |
среднее |
н. среднего |
среднее |
в. среднего |
7. |
Расходы на рекламу |
да |
да |
да |
да |
8. |
Привлекательность внешнего вида |
средняя |
в. среднего |
средняя |
высокая |
9. |
Время деятельности предприятия, лет |
14 |
7 |
8 |
11 |
Если проанализировать данные таблицы, можно сказать ООО "ВТС Клима" уверенно позиционирует в себя в регионе. Но, учитывая степень превосходства нашего оборудования (качество, дизайн и передовые технологии ), мы должны уверенно занимать 1 место по продажам. Однако, мы отстаем от конкурента под маркой "Корф", нас догоняет компания "NED". Причем наша компания находится на рынке вентиляции больше времени, чем эти две фирмы, и в данном случае показатель занимаемой доли рынка в регионе выглядит для нас удручающе.
Рис. 3 Зависимость стоимости от объемов продаж
Представленная на рис. 3 зависимость наглядно показывает, что объем продаж зависит от стоимости товара (причем в нашем случае, чем ниже стоимость - тем выше продажи). Возможно, в этом и кроется спад продаж у нашей компании? Клиент (определенная категория) выбирает стоимость, а только потом качество. Возможно, стоит задуматься о создании альтернативного, более дешевого варианта продукта, для того "особого" клиента?
В таблице 3 представлен анализ сильных и слабых сторон продукта, представленного на рынке нашей фирмой и ее основными конкурентами.
Табл. 3 Анализ сильных и слабых сторон товара
№ |
Постановка вопроса при изучении сильных и слабых сторон товара |
Сильные стороны |
Слабые стороны |
1. |
Можете ли Вы определить тот сегмент рынка на который ориентирована ваша продукция? |
ДА К С | |
2. |
Изучены ли вами запросы ваших клиентов? |
ДА К С | |
3. |
Какие преимущества предоставляет ваша продукция клиентам? |
С |
К |
4. |
Можете ли вы эффективно довести свою продукцию до тех потребителей, на которых она рассчитана. |
ДА С |
К |
5. |
Может ли ваша продукция успешно конкурировать с продукцией других производителей в отношении: - качества, надежности, эксплуатационных и других товарных характеристик; - цены; - стимулирования спроса; - дистрибьюции; |
ДА С С К С С |
К К К |
6. |
Понимаете ли вы на какой стадии "жизненного цикла" находится ваша продукция? |
ДА С К | |
7. |
Есть ли у вас идеи относительно новых видов продукции? |
ДА С |
К |
8. |
Облаете ли вы сбалансированным ассортиментом с точки зрения разнообразия и степеней морального старения? |
С К | |
9. |
Проводите ли вы модификацию продукции в соответствии с запросами клиентов? |
ДА С К | |
10. |
Проводите ли вы политику создания новинок? |
ДА С К | |
11. |
Возможно ли копирование вашей продукции. |
ДА С К | |
12. |
Имеют ли ваши производственные идеи адекватную защиту торговой и фабричной марки. |
ДА С |
К |
13. |
Отслеживаете ли вы жалобы покупателей |
ДА С К | |
14. |
Уменьшается ли количество жалоб и нареканий со стороны покупателей |
ДА С |
К |