Совершенно обычное делю застать CEO авиакомпании Continental Airlines Гордона Бетюна, управляющего одним из самолетов своей компании, под фюзеляжем самолета с инструментами — он дипломированным пилот с лицензиями на право управление самолетами классов «Боинг-757 и Боинг-767», к тому ясе он дипломированный авиамеханик. Когда у кого-то из соседей Майкла Капелласа, СЕО компании Compaq, возникали проблемы с компьютерами производства Compaq. Капеллас собственной персоной приходил к ним и чинил их. А полковник Харлан Сандерс, основатель. известной сети ресторанов быстрого питания Kentucky Fried Chickens, начинал создание своей империи с того. что обивал пороги ресторанов со своей скороваркой и показывал людям, как надо готовить цыпленка. В любом бизнесе пассионарность исходит, прежде всего, от первого лица компании. Лидеры задают тон своим командам менеджеров, определяют принципы подбора и найма людей, а главное, от них исходит энтузиазм, передающийся всем и каждому, вплоть до рядовых сотрудников
Знают ли ваши рядовые сотрудники, особенно те, кто работает с потребителями, как формулируется миссия их компании? Могут ли они объяснить людям, что именно отличает их компанию от ее конкурентов? Если кто-то спросит у них, почему они захотели здесь работать что они могут, ответите? Компании, где наемные работники знают, кто они есть и куда направляются, представляют собой мощную силу по сравнению с теми, где люди просто работают.
Возьмут ли того, кто ненавидит рок-музыку, работать в магазин. Продающий CD? Или того, кто ничего не знает о спорте, в департамент продаж бейсбольного клуба? Если взглянуть на вопрос шире, то слишком многие компании отбирают в свой коллектив людей с дипломами и хорошими рекомендациями, написанными на бумаге, но совершенно безразличных к тем целям, ни которые направлены все усилия их бизнеса. В противоположность этому пассионарный работодатель скорее ищет среди кандидатов людей со сходным уровнем энтузиазма, которые, придя в компанию, будут способствовать сохранению и воспроизводству корпоративных ценностей всей организации.
В наши дни найдется немного компаний, которым неизвестно понятие процесс непрерывных улучшений, и еще меньше предприятий, не проводивших какой-либо кампании по повышению эффективности. Но в компании пассионарии этот термин обретает совершенно иное значение. Вместо того чтобы оценивать эффективность людей «сверху вниз», поощряется инициатива людей «снизу», как их естественное внутреннее побуждение. Например, компания 3M позволяет своим исследователям и разработчикам проводить до 15% своего времени — почти один день в неделю — исследуя абсолютно любые области, связанные с основной их работой. Результатом такого инвестирования времени сотрудников стали такие прорывы, как самоклеющаяся бумага для заметок Post-It, и многие другие инновации.
Почти каждая компания утверждает, что ее цель - быть лучшей. Действительно, было бы просто неправильно заявлять публично, что то вроде «цель наших работников - ежедневно выполнять свою работу на приемлемом уровне». Но зачастую повседневная работа именно так и производится. Пассионарные же работодатели обычно ставят перед коллективом высокие цели — свои, специфические, но достижимые высокие цели. Например, нефтяная компания Texas's Andarko Petroleum вознамерилась заниматься разведкой нефти и газа в местах, от которых отказались большинство фирм из-за сложного рельефа местости, неблагоприятного климата или окружающей среды. Успех, завоеванный на самом переднем крае нефтяной разведки, вкупе с разумно и хорошо организованным партнерством, резко увеличил ее продажи в 10 раз за два года. Послe этого Texas's Andarko Petroleum оказалась как раз в середине списка Fortune 500.
При этом совершенно невозможно, чтобы руководитель сидел в уютном уголке офиса и просто диктовал эти цели. Тонкость, которую упускают многие менеджеры, состоит в том, что помимо целей нужен еще и стратегический план их достижения. И когда люди подключаются к реализации такого стратегического плана, они работают все вместе, и все направляют свои усилил в одну сторону чтобы достичь запланированного. И напротив., как обнаружили две крупнейшие- корпорации в 1990-e годы, необдуманное завышение планки производительности и продаж может принести значительный вред.
Вывод
Потребность в высококвалифицированных преданных сотрудниках в настоящее время усилилась — жесткая конкуренция делает таких людей одним из решающих факторов успеха бизнеса. Таким образом, управление человеческими ресурсами является ключевым компонентом бизнес культуры предприятия и требует для себя соответствующего места и статуса.