Мы все учимся с момента своего рождения, но для пассионариев это неотъемлемая часть их жизни - постоянное самообразование в своей и профессиональной области. Как в старом анекдоте: «Как называется тот, кто окончил медицинский институт с самыми худшими оценками? –Доктор». И на самом деле, что зачастую определяет уровень лучших врачей, отличает их от всех остальных, так это то, насколько они бывают в курсе нового в своей области благодаря регулярному дополнительному самообразованию. Но постоянное изучение чего-то нового — вовсе не привилегия каких-то определенных профессий вроде медицины. От метеорологов до тюремной охраны - практически везде и во всех областях для повышения уровня профессионализма существуют профессиональная пресса, конференции и профессиональные сообщества. И даже у тех, кто занимает в компаниях самые рядовые позиции. Имеются возможности для дальнейшего обучения развития и роста. Лучшие в своих областях специалисты постоянно повышают свою квалификацию, И лучшие бизнес культуры всегда морально и финансово поддерживают такие усилия со стороны своих сотрудников.
В пассионарности скрываются стимулы для овладения профессиональными навыками на самом высоком уровне и для достижения высокой конкурентоспособности. Когда в организации существует выраженная потребность постоянно улучшать то, что уже делалось раньше, это в значительной степени обеспечивает людям и всему коллективу высокую самооценку и удовлетворенность. Например, в результате целенаправленной работы ученых и инженеров по увеличению мощности и возможностей компьютеров появились не только успешные компании, но и возникла совершенно новая социальная парадигма, в рамках, которой личная и профессиональная жизнь людей стала все теснее и теснее сплетаться с персональными компьютерами и Интернетом. Или другой пример: небольшая компания старых друзей начала с того, что основала первую независимую оппозиционную газету в Польше в 80-е годы для борьбы с коммунизмом. Позднее созданная ими фирма Agora стала главной газетой и ведущей радиостанцией страны.
Не существует такого бизнеса, который не нуждался бы в улучшениях и изменениях, и компании, умеющие извлекать из улучшений выгоду, неизменно делают «открытие», что даже просто попытка предпринять поиски возможных путей для улучшений вносит в их бизнес-культуру изменения к лучшему.
Как и любая ценность корпоративной культуры, это побуждение может быть доведено до крайностей и абсурда. Одна компания, производитель и разработчик новых мощных компьютеров, устроила соревнование между командами разработчиков. По условиям этого. Соревнования самый лучший дизайн компьютера принимался к производству, остальные отклонялись. Такой подход, в конце концов, способствовал появлению действительно мощных компьютеров, но ценой полного распада всего коллектива разработчиков. Поэтому большинство компьютерных фирм не придерживаются сейчас таких взглядов и подходов к организации новых разработок. Бывают и намного худшие случаи, когда чрезмерное проявление инстинкта соперничества может привести к должностным преступлениям, внутрикорпоративному шпионажу и интригам, к тому, что люди станут ставить свои интересы выше интересов своей компании. Но в меру проявляемый дух состязания и неистребимое желание постоянных улучшений, исходящие главным образом от самих сотрудников, могут стать решающими факторами обновления.
Зиг Зиглар, знаменитый консультант и автор многих популярных бестселлеров, сказал: «Вы получите все, что захотите, если сумеете помочь людям получить то, что хотят они». Бизнес - культуры, прокладывающие свой пуль к высокой степени ответственности, уважения и достойному вознаграждению, обнаруживают, что тем самым они взращивают у себя профессионализм. В глубине души каждый задает себе вопрос «Что все это может мне дать?», когда принимает решение, каким именно будет личный эмоциональный вклад, внесенный им в работу на этом предприятий. И в каких случаях направление собственного развития, обусловленное характером работы, определяет весь дальнейший жизненный путь человека.
У каждой компании свои принципиальные подходы к вознаграждению людей, участвующих в ее успехе, и это помогает определиться с тем, какие именно люди строят ее бизнес культуру. Крупные фирмы предлагают планирование карьеры и программы тренингов. Небольшие компании могут предложить большие полномочия и чаще 'бывают, склонны предлагать перспективные позиции для нестандартных кандидатов. Компании, начинающие свой бизнес с нуля, предлагают обмен на настоящую самоотверженность и риски перспективы быстрого роста и высокого заработка. Какая бы матрица возможностей ни предлагалась компанией, именно способность работающих в ней людей достигать своих целей и определяет способность к достижению целей самой организации.
В истории бизнеса можно найти множество компаний, чей успех был построен на том. Что из простой работы или ремесла ими была сделана настоящая профессия. Или, по другому выражаясь, те, кто взялся делать то, что делают все остальные. но стал делать это хотя бы немного лучше. От одежды Laud's End до мороженного Haagen-Dazs и пончиков Krispy Kreme - уровень знания своего дела, мастерства и качества способен оказывать совершенно нелинейное влияние на результаты, и такие компании из ничем не выделяющихся на общем фоне становятся лидерами на рынке. И этот уровень успеха зачастую далеко не пропорционален тому, насколько компания лучше, — опережение всех остальных на 5% делает ее на голову выше всех.
Что более важно, само стремление компании к состоянию пассионарности становится очень важной движущей силой для культуры всего коллектива. Пассионарность не привносится в компанию извне как необходимость, вытекающая из обстоятельств бизнеса. Тем не менее это действительно движущая сила, которая может с успехом и пользой способствовать развитию любого бизнеса во всех направлениях. Уровень профессионализма компании определяется ежедневными производственными решениями каждого из ее сотрудников, их воодушевлением и энтузиазмом.
В принципе пассионарность - качество индивидуальное. Она может подпитываться правильной бизнес – культурой, но может быть измерена в определенный момент времени только у определенного человека. В то же время существуют общие определенные «корпоративные добродетели», свойственные всем пассионарным бизнес-культурам. Лучшие пассионарные компании отличает несколько ключевых факторов. Прежде всего это подлинный энтузиазм первых лиц компании, четкое понимание цели, правильно подобранные люди в команде, постоянное стремление к улучшению, и самый решающий фактор — это высокие цели. Каждый из этих факторов играет важную роль в создании неосязаемых сущностей, определяющих появление у членов коллектива безмерной преданности своему делу.