Тема работы: "Проведение диагностики производственной системы на основе использования экспертной информации".
Цель работы: приобретение практических навыков диагностики производственной системы на основе использования информации экспертной оценки состояния элементов данной системы с применением прикладных программных продуктов "Prima"и "Excel".
Общие положения
Чаще всего предприятиям, нуждающимся в проведении диагностики, проблема не очевидна. Для того, чтобы выяснить как устранить недостатки необходимо знать объект, цель, задачи и методы диагностики.
Объектом диагностики может быть система или элемент системы.
Цель диагностики - установить состояние объекта посредством реализации комплекса процедур.
Задачи диагностики заключаются в определении мер управленческих решений, направленных на отлаживание работы всех подсистем и способов их реализации для устранения влияния вредных воздействий окружающей среды.
Диагностика состояния производственной системы проводится с целью определения характеристик различных сторон ее функционирования и предполагает сбор и анализ большого объема разнообразной информации.
Состояние производственной системы в целях диагностики можно представить следующей моделью:
s = sN + s+ + s-, (1)
где sN - подмножество нормальных состояний производственной системы, определенных плановой траекторией развития;
s+ - подмножество отклонений от плановой траектории, способствующих более эффективному развитию предприятия: область соответствует развивающимся предприятиям, использующим эффективные формы и методы организации производства;
s - _ подмножество отклонений от плановой траектории, способствующих развитию кризисного состояния предприятия: область соответствует предприятиям, которые находятся на грани банкротства, характеризуются снижением конкурентоспособности, экономической, экологической, инновационной и социальной эффективности.
Каждую область можно характеризовать по степени отклонения от нормального (планового) состояния (табл.1).
Таблица 1 - Характеристика областей по степени отклонения от нормального состояния
s+ |
s- |
1. Выход на устойчивый режим функционирования предприятия. 2. Оптимизация производства и существенные инновации. 3. Значительное расширение предприятия. 4. Достижение высокой степени развития предприятия. |
1. Снижение прибыли. Скрытая стадия кризиса. 2. Первые симптомы кризиса. Первые убытки. 3. Неустойчивое положение на рынке. 4. Явное кризисное состояние. |
Производственная система может быть представлена как совокупность различных подсистем, выделенных по функциональному или поэлементному принципам. Перечень подсистем производственной системы и задачи, реализуемые в каждой из них, представлены в таблице 2.
Таблица 2 - Перечень подсистем единой системы организации производства
Подсистема |
Содержание решаемых подсистемой задач |
1 |
2 |
подсистемы, обеспечивающие функционирование и взаимодействие элементов производственного процесса | |
F11-организации труда участников производственного процесса |
обеспечивает решение задач по подготовке и повышению квалификации кадров, внедрению научной организации и труда рабочих, рационализации трудовых процессов, организации и обслуживанию рабочих мест, нормированию труда и организации материального и морального стимулирования работающих |
F12-организации использования орудий труда |
включает задачи по формированию оптимальной структуры парка оборудования, его систематическому обновлению, улучшению загрузки оборудования и использованию его технических возможностей, повышению эффективности ремонта оборудования и его технического обслуживания |
F13-организации движения предметов труда |
направлена на решение задач по обеспечению бесперебойного движения предметов труда на основе сокращения разного рода перерывов, совершенствованию технологических маршрутов и планировочных решений, разработке и внедрению обоснованных нормативов заделов и запасов |
F14-организации производственных потоков |
решает задачи разработки информационной модели предприятия и его подразделений: формирования информационных потоков; отбора информации, необходимой для того или иного уровня управления и соответствующих подсистем; передачу информации всем подразделениям предприятия |
функциональные подсистемы организации производства | |
F21-организации комплексной подготовки производства и освоения новой продукции |
решает задачи по организации работ по техническому перевооружению производства, разработке и внедрению в объединении и на предприятии комплексной системы скоростного создания и внедрения новой техники, разработке и реализации организационно-экономического механизма подготовки производства с учетом требований рыночной экономики |
F22-организации производственных процессов |
решает задачи выбора и реализации форм и методов их осуществления, обеспечения взаимодействия основных, вспомогательных и обслуживающих процессов, организации производственных процессов на принципах маркетинга с учетом требований перехода к рынку |
F23-организации обеспечения качества продукции |
должна обеспечить выпуск высококачественных изделий на основе реализации системы бездефектного труда и привлечения исполнителей к работе по достижению высокого качества на всех этапах создания и производства продукции, внедрения прогрессивных систем и методов контроля, улучшения организации труда работников контрольного аппарата |
F24-организации материально-технического обеспечения производства |
призвана решать задачи получения и доставки материальных ресурсов в производственные подразделения точно в срок, организацию работ по подготовке материалов к потреблению, поддержание запасов материальных ресурсов на необходимом уровне |
F25-организации производственной инфраструктуры |
должна реализовать задачи ремонта и технического обслуживания оборудования, инструментального производства и обслуживания, организацию складских и транспортных работ, энергетическое обеспечение производства |
F26-организации сбыта и реализации продукции |
призвана осуществлять с использованием возможностей маркетинга деятельность по изучению потребности в выпускаемой продукции, организацию рекламы, согласование планов производства и сбыта, обеспечение работ по реализации продукции и ее сервисного обслуживания |