За счет ввода в эксплуатацию импортной высокопроизводительной горно-транспортной техники производственная мощность разреза была доведена в 1989 г. до 7974 тысяч тонн, в том числе 6142 тысячи тонн на технологии с автомобильным транспортом, 1565 тысяч тонн на технологии с железно-дорожным транспортом, при этом объем вскрыши составил 50 миллионов м3. В 1993 году добыча угля составила 6600 тысяч тонн, на первое января 1997 г. - 6400 тысяч тонн угля в год, в 2003 г. - 8213,6 тысяч тонн, в 2004 г. – 8271 тысяч тонн, а в 2005 году был достигнут максимальный по разрезу уровень добычи угля – 8459 тысяч тонн в год.
Рост добычи угля был осуществлен за счет поступления импортной техники. За период с 1983 по 1986 годы были получены восемьдесят автосамосвалов НД-1200 грузоподъемностью 120 тонн, восемь экскаваторов 201М-СС фирмы «Марион» с ковшом 16 м3, четыре буровых станка 60-R фирмы «Бьюсайрус-Эри» и двадцать бульдозеров Д-355А фирмы «Камацу». В 2005 г. на производство поступила следующая новая техника: один экскаватор P&H2800XPBс емкостью ковша 30,6 м3, три бульдозера марок Б-10 (Т-170), ТД 40Е, САТ 834 G, а так же один БелАЗ 7547 (грузоподъемность 40 тонн), девять БелАЗов 75306 (грузоподъемность 220 тонн) (рис. 2) и буровой станок Intersollrand ДМ-М2. За 2006 г. были получены: один экскаватор R994 Litronic, один бульдозер марки Б-10 (Т-170), один бульдозер марки САТ 834 G и два марки САТ-D-10R (рис. 3), так же были получены девять БелАЗов марки 7547 и 75306.
В границах действующего разреза по проекту института "Сибгипрошахт" ведется строительство нового разреза с внедрением перспективной циклично-поточной технологии (ЦПТ) с использованием конвейерного транспорта.
Поле разреза расположено в пределах Бачатского месторождения. К отработке принято 17 рабочих пластов с суммарной средней мощностью 82 м. Максимальная глубина отработки 210 м, размеры разреза в плане: по простиранию - 9,9 км, вкрест простирания до 2,1 км. Преобладающие углы падения пластов от 50 до 85градусов. Средний коэффициент вскрыши за весь период эксплуатации разреза составил Кв=6,7 м3/т. Угли энергетические и коксующихся марок со средней зольностью 8%, теплотворной способностью до 8400 ккал/кг.
Вскрытие осуществлено внешними капитальными траншеями и системой стационарных и скользящих съездов. Система разработки - транспортная. Карьерный транспорт - железнодорожный, автомобильный и гидротранспорт.
Уборка наносов осуществляется гидромониторами, пульпа при помощи землесосов транспортируется по трубопроводам в емкость Бековского гидроотвала.
На отработке скальных пород и угольных пластов применяется транспортная система разработки с использованием экскаваторов цикличного действия в комплексе с автомобильным и железнодорожным транспортом.
Подготовка скальных пород осуществляется с помощью буровзрывных работ. Для бурения скважин применяются буровые станки: 5СБШ-200Н, СБШ-250МН, СБР-160, 60-R.
На автомобильной технологии применяются экскаваторы типа ЭКГ-8и, ЭКГ-15, ЭКГ-20, ЭШ-13/50, 201М-СС (фирмы "Марион") в комплексе с автомобилями БелАЗ-75211, БелАЗ-7519, БелАЗ-7530, НД-1200 (фирмы "Камацу"), САТ-785В (фирмы «Катерпилла») грузоподъемностью соответственно 170, 110, 200, 120 тонн. Вскрышные породы после погрузки в автосамосвалы транспортируются на внешние бульдозерные отвалы.
На железнодорожной технологии используются экскаваторы типа ЭКГ-4У, ЭКГ-8И, ЭКГ-12,5, ЭКГ-12ус, ЭШ-10/70 совместно с тяговыми агрегатами ОПЭ-1, тепловозами ТЭМ-7, укомплектованными думпкарами 2ВС-105. Вскрышные породы после погрузки в локомотивосоставы вывозятся и укладываются на внешние экскаваторные отвалы.
Уголь из забоев транспортируется думпкарами или автомобилями на склады с технологическими комплексами по переработке угля. На складах уголь перерабатывается и отгружается потребителям в вагоны МПС.
Организационная структура управления филиала «Бачатский угольный разрез» относится к линейно-функциональному типу, охватывает все многочисленные виды деятельности структурных подразделений разреза и взаимосвязь между ними.
С 1 октября 2003 г. предприятие ОАО “Разрез Бачатский “ переименовано в предприятие Бачатский Угольный разрез филиал ОАО Угольной Компании “Кузбассразрезуголь”, организационная структура претерпела некоторые изменения, в частности была убрана с баланса предприятия инфраструктура (детские сады, столовая, ресторан, профилакторий). С 1 июля 2006 года на предприятии вновь реорганизация, отсоединяют участки, связанные с техническим ремонтом и обслуживанием техники (цех ТО и ТР, АРМ-1, АРМ-2, цех «Шина», цех диагностики, РМУ, ЭМЦ, УЭС).
Структура управления разрезом, на данное время, включает в себя аппарат генерального директора, шесть дирекций: по производству, техническую, по экономике и финансам, по поставке и материально-техническому снабжению, по кадрам и социальным вопросам, по капитальному строительству и ремонту, а также управление безопасности.
Кадры - это главный и решающий фактор производства, первая производительная сила общества. Они создают и приводят в движение средства производства, постоянно их совершенствуют. От квалификации работников, их профессиональной подготовки, деловых качеств в значительной мере зависит эффективность производства.
Количество работающих на Бачатском угольном разрезе на 1.01.2006 г. составило 4002 человека, из них по качественному составу (см. приложение 1):
мужчины - 74%;
женщины - 26%.
Согласно сведениям, приведенным в табл. 2, за 2005 год численность кадров на предприятии имеет тенденцию увеличиваться, по сравнению с 2004 г на 95 человек, за 2006 год по сравнению с 2005 годом на 106 человек. С 1 июля 2006 произошло снятие с баланса предприятия цехов по обслуживанию и ремонту техники (цех ТО и ТР, АРМ-1, АРМ-2, цех «Шина», цех диагностики, РМУ, ЭМЦ, УЭС), в результате чего численность кадров сократилась на 600 человек. Данные действия руководства предприняты с целью снижения себестоимости угля, с попыткой улучшить организацию работы обслуживающих цехов, повысить производительность труда. Наряду с этим, в связи с приобретением новой техники и стремлением повысить уровень добычи угля, численность рабочих за два года возросла на 201 человека (увеличилось число машинистов бурстанков и бульдозеров, с вводом нового угольного склада потребовались дополнительные рабочие) (см. табл. 2), а число специалистов и служащих возросло на 25 человек.
Таблица 2
Численность кадров
Категории работников |
На 1.01.2004 |
На 1.01.2005 |
На 1.01.2006 |
+/- к 1.01.2005 |
+/- к 1.01.2006 |
Рабочие |
3212 |
3340 |
3396 |
+128 |
+56 |
Руководители, специалисты, служащие |
568 |
536 |
593 |
-32 |
+57 |
Непромышленная группа |
21 |
20 |
13 |
-1 |
-7 |
Общая численность |
3801 |
3896 |
4002 |
+95 |
+106 |