Государство регулирует работу рынка труда с помощью как административных, так и экономических рычагов. Огромную роль играет трудовое законодательство страны, определяющее права и обязанности сторон, вступающие в трудовые отношения: работников, работодателей, профсоюзов, союзов работодателей. Законодательство устанавливаются: возраст выхода на пенсии; минимальный уровень заработной платы; коэффициент повышенной оплаты сверхурочных работ; нормы безопасности труда; льготы отдельным категориям работников; ограничение по привлечению к труду детей, подростков, беременных женщин.[6, c. 45-48]
Статьей 37 Конституцией каждому гражданину предоставлено право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.[1]
Первые международные организации по вопросам рынка труда возникли в начале 20 века. Датой основания МОТ считается 29 октября 1919 г., когда в Вашингтоне открылась первая Международная конференция труда. На ней были приняты первые шесть международных конвенций по труду, в то числе о рабочем времени в промышленности и о безработице.
Деятельность МОТ, направлена на совместное решение и международное регулирование проблем в сфере занятости, определяется ее ставом и базируется на изложенных в нем принципах: « Прочный мир может быть установлен только на основе социальной справедливости. Все люди имеют право на осуществление своего материального благосостояния и духовного развития в условиях свободы и достоинства, экономической устойчивости и равных возможностей; достижения условий, при которых это будет возможно, должно являться главной целью национальной и международной политики» [11, c. 45-46]
Главные цели МОТ – содействие социально- экономическому прогрессу, повышению благосостоянию и улучшению условий труда людей, защита прав человека.
За 1919-2000 гг. принято 183 конвенции и 191 рекомендация по вопросам труда.
Конвенция – это международный акт, который после его ратификации государством – членом является обязательным для выполнения. Например, в 1964 г. Была принята Конвенция «О политике в области занятости» МОТ, направленная на укрепление коллективно-договорной системы, распространившая принципы права на организацию и ведение коллективных переговоров. Признавая, что работники- наиболее уязвимая сторона трудовых отношений, конвенция провозгласила принцип, согласно которому они должны были пользоваться надлежащей защитой от любых форм дискриминации, направленной на ущемление свободы объединений в сфере труда.[6, c. 46]
Рекомендации предназначены лишь для создания ориентиров при выработке государствами- членами МОТ своей политики в той или иной сфере трудовых отношений, при разработке национального законодательства и практических мероприятий. Так, в 1948 г. Была принята Рекомендация « О службе занятости» о коллективных переговорах, которая определила ряд важных принципов коллективно-договорной системы регулирования трудовых отношений:
· принятие обязательств по соблюдению условий подписания договора;
· признание недействительными условий трудовых договоров, противоречащих коллективному соглашению
· распространение условий коллективного соглашения на все категории работников на охватываемых договором предприятиях.[6, c. 47-48]
В России в 1991 г. Была создана Федеральная государственная служба занятости населения (ФГСЗН). Среди программ, которые она осуществляет, можно выделить следующие:
· предоставление информации о рынке труда;
· содействие в трудоустройстве;
· организация «клубов ищущих работу» для помощи гражданам в приобретении навыков поиска работы;
· профессиональное консультирование зарегестрированых безработных;
· профессиональное обучения безработных и людей, относящихся к группе риска;
· специальные программы для молодежи, особенно безработной и «неблагополучной»;
· пособие по безработице.[9, c. 40-42]
На каждом уровне действуют свои организации по вопросам рынка труда, так на федеральном уровне действует ФГСЗН, на региональном – Управление федеральной государственной службы занятости населения субъекта федерации, на местном - Городской центр занятости населения.
Самым главным нормативным документом регулирующий рынок труда является Закон РФ «О занятости населения РФ» принятый в 1991 г.
Настоящий Закон определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.
Гарантии государства по реализации прав граждан Российской Федерации, проживающих за ее пределами, определяются международными договорами (соглашениями) Российской Федерации.[2]
Своеобразие российского рынка труда, заключается в том, что жесткое законодательство сочетается с крайне низкой эффективностью механизма принуждения к его исполнению. Элементами подобного механизма должны быть судебная система, надзорные органы исполнительной власти, профсоюзы, репутационные механизмы, привлечение работников к участию в руководстве, средства массовой информации, протестная активность самих трудящихся и их готовность к увольнениям с предприятий, систематически нарушающих законы и контракты.
2. Анализ рынка труда и занятости населения Курской области.
Ситуация на рынке труда Курской области в течение 2000 - 2005 годов продолжала складываться под негативным воздействием социально-экономического кризиса 90-х годов, обусловившего спад в промышленности и сельском хозяйстве, снижение спроса на рабочую силу, рост регистрируемой безработицы.
Среднегодовая численность занятых в экономике за этот период сократилась с 616,6 до 600,4 тыс. человек, или на 1,8%. Наибольшее сокращение численности занятых произошло на транспорте и в связи, где занятость сократилась на 10,8%, в промышленности - на 6,7%, в сельском хозяйстве - на 4.6%.[18, c.71]
С другой стороны, увеличили спрос на рабочую силу такие отрасли, как торговля и общественное питание - на 5,9%, финансы, кредит, страхование - на 8,2%, управление - на 2,2%. Таким образом, рынок труда в Курской области характеризуется сокращением спроса на рабочую силу в промышленно-производственном секторе и, как следствие, сокращением занятости на крупных и средних предприятиях и ростом регистрируемой безработицы.[18, c. 73]
Вместе с тем, в 2000 - 2005 годах оставалось относительно высоким предложение рабочей силы, которое определялось действием ряда экономических, демографических и социальных факторов.
В условиях современной экономики важное значение имеет воспроизводство интеллектуального потенциала общества, определяющего качественный состав рабочей силы. В Курской области наблюдается подъем на образовательном рынке услуг, проявившийся как в росте спроса на профессиональное образование, так и в увеличении объемов его предложения. Численность студентов дневных отделений только государственных высших учебных заведений выросла с 2000 года по 2005 год на 24,4%.[18, c. 70]