Доступная для оперативного воспроизводства средствами компьютерной обработки информация превращается в важнейший фактор социального развития общества.
Процесс информатизации не должен рассматриваться в качестве приоритетной альтернативы, а лишь в качестве неотъемлемой части процессов развития во всех областях жизнедеятельности муниципального образования.
Цель информатизации – приведение всех элементов информационной среды муниципального образования в такое состояние, когда информационные потребности субъектов удовлетворяются своевременно в необходимом объеме при соблюдении условий безопасности вне зависимости от расстояния и использования технических средств.
Достижение этой цели возможно только на основе создания единого информационного пространства путем объединения информационных ресурсов, информационных систем и развитой коммуникационной инфраструктуры.
Основные принципы информатизации:
последовательность (этапность и непрерывность);
направленность;
эффективность;
управляемость;
открытость;
ресурсная обеспеченность;
преемственность.
Главные компоненты, из которых складывается интегрированная информационная среда как основа единого информационного пространства, это:
информационные ресурсы, совокупность информации, содержащей данные, сведения и знания, зафиксированные на соответствующих носителях информации;
организационные структуры, обеспечивающие функционирование и развитие единого информационного пространства, в частности сбор, обработку, хранение, распространение, поиск и передачу информации;
средства информационного взаимодействия граждан и организаций, обеспечивающие им доступ к информационным ресурсам на основе соответствующих информационных технологий, включающие программно-технические средства и организационно-нормативные документы;
система подготовки и переподготовки специалистов и пользователей информационной среды [9, с.66].
По характеру отношений и связей целесообразно обратить внимание на инфраструктуру управления, которая сегодня рассредоточена в структурных подразделениях администрации, муниципальных предприятиях и учреждениях и иных юридических лиц, участников информационных процессов, которые преследуют их собственные интересы, и руководствуются имеющейся нормативно-правовой базой. Преобладание децентрализованного начала в управлении информатизацией рождает проблемы, препятствующие ее планомерному и эффективному проведению.
Политика в области информатизации органов муниципального управления является неотъемлемой частью муниципальной социально-экономической политики, проводимой администрацией в интересах населения муниципального образования, и направлена на развитие информационной инфраструктуры, совершенствование системы управления территорией, на удовлетворения конституционных прав граждан и хозяйствующих субъектов на информационное обеспечение [10, с.67].
Подводя некоторые итоги отметим, что сегодня, хотя и имеется много определений, не существует однозначного толкования «информация». Первоначально под информацией понимались сведения, передаваемые людьми устным, письменным или другим способом. С середины 20 века информация сформировалась как общенаучное понятие, включающее обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом; обмен сигналами в животном и растительном мире.
По нашему мнению, в общем виде под информацией следует понимать сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые воспринимают информационные системы (живые организмы, управляющие машины и др.) в процессе жизнедеятельности и работы.
С понятием «информация» связан термин «информатизация», который является важным фактором устойчивого развития личности, общества, государства. Принципами информатизации является последовательность, направленность, эффективность, управляемость, открытость, ресурсная обеспеченность и преемственность. Процесс информатизации не должен рассматриваться в качестве приоритетной альтернативы, а лишь в качестве неотъемлемой части процессов развития во всех областях жизнедеятельности муниципального образования.
В связи со смещением акцентов управления от централизации в сторону децентрализации расширилась самостоятельность субъектов Российской Федерации, трансформировались цели управления, существенно изменились требования, предъявляемые к органам местного самоуправления. Решение вопросов, связанных с удовлетворением социально-экономических потребностей населения, стало основной задачей органов местного самоуправления. В их распоряжение были переданы предприятия министерств, связанных с удовлетворением социальных потребностей населения: коммунального хозяйства, бытового обслуживания, местной промышленности и т. п. Все перечисленное повлекло за собой изменение как количественных, так и качественных характеристик информационных потребностей органов управления муниципальным образованием [11, с.126].
Для решения финансовых и социально-экономических проблем развития муниципальных образований необходима комплексная многоплановая информация, включающая взаимоувязанные характеристики земельных и природных ресурсов, элементов градостроительства и региональной инфраструктуры, сведения о деятельности хозяйствующих субъектов, экологическую и социально-демографическую информацию, топографические планы территорий.
Информационное обеспечение становится настолько насущным условием функционирования любых субъектов государственного и муниципального управления, что позволяет говорить об «информационном статусе». Информационный статус закрепляется в Федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Все процессы информатизации органов муниципального управления должны быть регламентированы Законом. Таким образом, на сегодняшний день именно муниципальная информационная политика выступает важнейшим элементом функционирования любого муниципального образования [12].
Отметим, что муниципальная информационная политика представляет собой совокупность целей, отражающих интересы города в информационной сфере, стратегических направлений их достижения, задач и систему мер по их реализации.
Ее цель - определение основных направлений деятельности органов местного самоуправления по развитию информационного общества в городе, его вхождению в региональное российское и мировое информационное сообщество, консолидации и стабилизации общества [13, с.77].
Муниципальная информационная политика является неотъемлемой составляющей деятельности органов местного самоуправления. Муниципальную информационную политику следует рассматривать как переход к современному информационному обществу. В этом плане приоритетные направления и задачи информационной политики выступают как актуальные проблемы построения информационного общества.
Политика открытого общества предполагает участие в управлении городом большого количества его жителей, и в этом огромную роль играют информационные ресурсы - связь, электронные и печатные СМИ, новые компьютерные и цифровые информационные технологии. Информационная политика должна системно реализовать распространение общечеловеческих, гуманитарных идей.