Информационная политика является важной составной частью развития муниципального образования и охватывает все сферы жизнедеятельности муниципального сообщества.
Долгосрочной стратегической целью информационной политики является построение социально-ориентированного информационного общества муниципального образования и вхождение его в региональное, российское и мировое информационное пространство. Необходимым условием для этого является создание единого информационно-телекоммуникационного пространства муниципального образования [14, с.118].
Основными задачами информационной политики являются:
модернизация информационной инфраструктуры;
развитие информационных, телекоммуникационных технологий, эффективное формирование и использование информационных ресурсов и обеспечение широкого, свободного доступа к ним;
обеспечение жителей муниципального образования общественно значимой информацией и развитие независимых, социально ориентированных средств массовой информации;
подготовка жителей муниципального образования к жизни и работе в грядущем информационном веке;
создание необходимой нормативно-правовой базы построения информационного общества;
стабилизация и консолидация сообщества посредством проведения в жизнь информационной политики;
персональная компьютеризация и информатизация в органах местного самоуправления, организациях и семьях.
Решение основных задач информационной политики должно осуществляться посредством различных форм воздействия на следующие объекты информационной среды:
систему информирования и использования информационных ресурсов;
информационно-телекоммуникационную нфраструктуру;
научно-технический и производственный потенциал, необходимый для формирования информационно-телекоммуникационного пространства;
рынок информационных и телекоммуникационных средств, информационных продуктов и услуг;
региональное, межрегиональное, федеральное и международное сотрудничество;
системы обеспечения информационной безопасности;
правовую базу информационных отношений.
Основным средством, обеспечивающим функционирование муниципальной инфраструктуры и взаимодействие субъектов информационного пространства, являются профессиональные кадры, информационные и телекоммуникационные технологии по получению, распространению и использованию информации, что в совокупности представляет собой муниципальные информационные ресурсы.
Муниципальные информационные ресурсы в настоящее время являются дорогими для массового пользования, многие из них не имеют справочного аппарата и средств навигации, части этих ресурсов представлены в несовместимых электронных системах. Поэтому важной является задача создания условий и механизмов формирования, развития и эффективного использования информационных ресурсов во всех областях жизнедеятельности муниципального образования [15, с.162].
К инструментам реализации муниципальной информационной политики относят, во-первых, систему документационного обеспечения, которая включает следующие виды документов:
заявление об информационной политике и целях ее проведения, план текущих мероприятий по достижению целей;
руководство по информационной политике;
документированные процедуры, относящиеся к информационной политике и/или включающие требования соблюдения информационной политики;
положения о структурных подразделениях и должностные инструкции, обеспечивающие реализацию информационной политики;
записи, обеспечивающие контроль соблюдения ИП.
Во-вторых, муниципальная информационная политика реализуется посредством информационно-технологического обеспечения, которое включает:
автоматизированную систему классификации (рубрикации) информационных объектов и разделения доступов, обеспечивающую навигацию, поиск и предоставление доступов пользователям к информационным ресурсам в соответствии с предписанными информационной политикой ролями;
информационные ресурсы функциональных подразделений;
информационные ресурсы поддержки межфункциональной деятельности (электронного проектного документооборота, согласования и визирования документов, контрольно-распорядительной деятельности);
информационные ресурсы из внешней среды.
Задачи формирования, накопления, распространения и коммерческого использования информационных ресурсов относятся к важнейшим задачам информатизации муниципального образования [16, с.153].
На информационную политику в современных условиях возложены следующие функции:
в области геополитики, безопасности и межрегиональных отношений рациональная и действенная информационная политика содействует восстановлению роли города в составе России как полноценного участника регионального, российского и мирового информационного сообщества;
в области экономики осуществление информационной политики позволяет быстрее и точнее строить и реализовывать стратегию социально-экономического развития муниципального образования;
в сфере управления реализация информационной политики открывает возможности перехода к новому качеству управления за счет обеспечения всех субъектов системы управления своевременной, полной и достоверной информацией на базе современных информационных телекоммуникационных технологий и технологий связи. Информационная политика предусматривает последовательное реформирование информационного производства в системе органов государственной власти и местного самоуправления;
в области образования, науки и культуры информационная политика способствует серьезным преобразованиям этих сфер. Информатизация образования означает не просто использование программно-технических средств. Она ведет к радикальному изменению сущности и организации процессов обучения и развития человека. Глубоко продуманная и взвешенная информационная политика по отношению к участию городов в российских и мировых информационных сетях имеет особое значение для духовного развития горожан, для предотвращения размывания российских культурно-исторических традиций;
в области охраны здоровья, защиты окружающей среды и природопользования информационная политика предусматривает серьезное влияние на эффективность функционирования используемых в этих сферах информационных систем и сетей.
В современных условиях усиливается роль государственного и муниципального регулирования развития информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, информационных технологий и системы производства информационных услуг.
Стратегия перехода к информационному обществу на территории муниципального образования должна строиться в тесном взаимодействии с регионами и Федерацией. Здесь на первый план выходит проблема обеспечения национальной безопасности, защиты общества и граждан от угроз, связанных с возможностью применения новых информационных технологий в качестве оружия и распространением компьютерных преступлений (разрушение информационных ресурсов и телекоммуникаций, несанкционированный доступ к ним, попытки хищения конфиденциальной информации или ее уничтожения в компьютерах или телекоммуникационных сетях, модификация значимой информации, манипулирование массовым сознанием в интересах отдельных групп влияния и т.п.).