«Можно отметить, что макроэкономическая ситуация будет ухудшаться и дальше, до тех пор, пока политики, управляющие страной не выработают мер, позволяющих контролировать цены и стимулировать производство путем воздействия и на совокупный срос, и на предложение (как это происходит сейчас во всех развитых странах». (см. Проблемы теории и практики управления – №2, 1996 г. – с. 32.).
2. Научные школы управления
Фредерик Уинстон Тейлор (1856–1915) по праву считается основателем современного менеджмента. Однако не будь Тейлора, основателем менеджмента стал бы Фоколь, Эмерсон или кто-либо другой, поскольку к моменту возникновения «школы научного менеджмента» идея научной организации труда буквально витала в воздухе. Тейлор придал понятию «менеджмент» определенность, назвав его «организацией производства». В 1903 году в его работе «Управление циклом» он раскрыл основное содержание своей системы управления, а в дальнейшем в книге «Принципы научного менеджмента» сформулировал ряд постулатов, которые в последствии получили название «Тейлоризм».
Тейлор предложил строгую научную систему знаний о законах региональной организации труда, составными элементами которой являются: математический способ исчисления себестоимости, дифференциальная система оплаты труда, метод изучения времени и движения (хронометрии), способ расчленения и рационализация трудовых приемов, инструкционные карточки и многое другое, что позднее вошло в так называемый механизм научного менеджмента.
В основе тейлоризма лежат 4 научных принципа (правил управления):
– создание научного фундамента, заменяющего старые, сугубо практические методы работы; научное исследование каждого отдельного вида трудовой деятельности;
– отбор рабочих и менеджеров на основе научных критериев, их профотбор и профобучение;
– сотрудничество администрации с рабочими в деле практического внедрения НОТ;
– равномерное и справедливое распределение обязанностей (ответственности) между рабочими и менеджерами.
Многое из того, что предлагал использовать в трудовом процессе Тейлор, имело психологическую основу.
И понятие «человеческий фактор» в психологическом плане впервые ввел в научный оборот Тейлор – затем оно было развито классиками менеджмента Ф. Гелбертом, Г. Файолем, Э. Мейо и др.
Поскольку Тейлор был промышленным инженером, для него был естественен механический подход к управлению.
Тейлоризм – это классическая геометрия труда, важнейшими аксиомами которой являются организационная гармония и экономическая и психологическая целесообразность. Основные его положения актуальны и сегодня.
Концепция научного управления, выдвинутая Тейлором, явилась серьезным переломным этапом, благодаря которому управление стало повсеместно признаваться как самостоятельная область научных исследований. Руководители-практики и ученые убедились, что методы и подходы, используемые в науке и технике, могут эффективно использоваться для достижения целей организации.
Развитие менеджмента в трудах последователей Тейлора
Организационно – технологический подход в менеджменте получил дальнейшее развитие в трудах Г.Л. Ганна, супругов Ф.и Л. Гилберт, Г. Эмерсона, Г. Форда и др. разработавших свои оригинальные концепции.
Ганн является первооткрывателем в области оперативного управления и календарного планирования деятельности предприятий; он разработал целую систему плановых графиков («Графики Ганнта»), позволивших благодаря его высокой информированности осуществлять контроль за запланированным и составлять календарные планы на будущее.
Ф. Гилберт – первым применил фотоаппарат и фотокамеру для исследования движения работников. Лилиан Гилберт первой начала заниматься вопросами управления кадрами, их научным подбором, расстановкой и подготовкой. В 1915 году она стала первой женщиной в США, получившей степень доктора психологии.
В 1912 году в книге «Производительность как основание для управления и оплаты труда» Гаррингтон Эмерсон (1853–1931) сформировал «Двенадцать принципов производительности».
Эмерсон считал: … «работать напряженно – значит прилагать к делу максимальные усилия; работать производительно – значит, прилагать к делу усилия минимальные».
Основатель американского автомобилестроения Г. Форд указывал: «Одна из целей промышленности – это не только снабжать потребителей, но и создавать их».
В целом, заслуги Тейлора, Ганна, супругов Гилберт, Форда и др. заключается в утверждении следующих принципов научного управления:
1. Использование научного анализа для определения оптимальных способов выполнения задачи;
2. Отбор работников, наиболее подходящих для выполнения определенных задач и их обучение.
3. Обеспечение работников ресурсами, требующими для эффективного выполнения задач;
4. Систематическое и правильное использование материального стимулирования для повышения производительности.
5. Выделение планирования и обдумывание в отдельный процесс;
6. Утверждение менеджмента в качестве самостоятельной формы деятельности, науки формирования функций менеджмента.
Файоль создал «теорию администрации», которая была в дальнейшем развита Урвиком и Муни.
Целью административной школы было создание универсальных принципов управления, следуя которым, по убеждениям создателей школы, организация, несомненно достигнет успеха.
Принципы управления – это основные правила, определяющие построение и функционирование системы управления; важнейшие требования, соблюдение которых обеспечивает эффективность управления.
Файоль сформулировал 14 принципов:
1. Разделение труда.
2. Власть и ответственность.
3. Дисциплина.
4. Единачалие.
5. Единство руководства.
6. Подчинение частных интересов общим.
7. Вознаграждение.
8. Иситрилизация.
9. Скалярная цепь (цепь начальников).
10. Справедливость.
11. Стабильность рабочего места для персонала.
12. Корпоративный дух.
Файоль выделил 6 групп операций: технические, коммерческие, финансовые, страховые, учетные, административные – производимых на любом предприятии и являющихся взаимозависимыми.
Административные операции Файоль разделил на: планирование, организацию, мотивацию, контроль и координацию, т.е. на основные функции управления.
Планирование – определяет цели деятельности, необходимые для этого средства, а так же разрабатывающая методы, наиболее эффективные в конкретных условиях.
Организация – формирование структуры объекта и обеспечение всем необходимым для его нормальной работы.
Мотивация – активизация работающих и побуждение их эффективно трудиться для выполнения целей.
Контроль – количественная и качественная оценка и учет результатов работы.
Координация – достижение согласованности в работе всех звеньев системы путем установления рациональных связей (коммуникаций) между ними.