Таблица 2 - Профильная матрица конкурентов
Факторы успеха |
Вес |
Кардинал |
R-Stile |
Нонолет Компьютеры и Телекоммуникации | |||
Рэйтинг |
Результат |
Рэйтинг |
Результат |
Рэйтинг |
Результат | ||
Реклама |
0,1 |
4 |
0,4 |
3 |
0,3 |
4 |
0,4 |
Качество |
0,2 |
3 |
0,6 |
3 |
0,6 |
4 |
0,8 |
Конкурентоспособность цены |
0,2 |
2 |
0,4 |
4 |
0,8 |
2 |
0,4 |
Управление |
0,1 |
1 |
0,1 |
3 |
0,3 |
3 |
0,3 |
Финансовая позиция |
0,1 |
2 |
0,2 |
2 |
0,2 |
2 |
0,2 |
Лояльность клиентов/ покупателей |
0,2 |
1 |
0,2 |
2 |
0,4 |
3 |
0,6 |
Глобальный рост |
0,05 |
1 |
0,5 |
2 |
0,1 |
3 |
0,15 |
Доля рынка |
0,05 |
1 |
0,5 |
2 |
0,1 |
3 |
0,15 |
Итого: |
1 |
15 |
2,9 |
2,8 |
3 |
Основными конкурентами ОАО «НЭТА» на рынке г. Новосибирска можно назвать ЗАО «Кардинал», ООО «R-Stile», «Нонолет Компьютеры и Телекоммуникации». В таблице 2 представлена профильная матрица конкурентов ОАО «НЭТА».
Как видно из табл. 2, наиболее сильным конкурентом для ОАО «НЭТА» является «Нонолет Компьютеры и Телекоммуникации», ООО «R-Stile» по результатам рейтинга относится к наименее сильным конкурентам, однако имеет неоспоримое преимущество – сеть розничных магазинов по г. Новосибирску. Это делает предприятие более доступным для потребителей - физических лиц. ЗАО «Кардинал» и «Нонолет Компьютеры и Телекоммуникации» же напротив, больше сотрудничают с фирмами, хотя и имеет собственные фирменные магазины. Следует отметить, что список конкурентов ОАО «НЭТА» можно продолжить такими фирмами как ЗАО «Новинтех», ООО «Премьер», ООО «Матрица».
Рисунок 8. Структура рынка компьютерной техники и программного обеспечения г. Новосибирска
В данном случае анализ конкуренции на рынке проводился лишь по одному из направлений деятельности ОАО «НЭТА». В действительности, компания также занимается монтажом СКС (структурированных кабельных систем), а также монтажом вентиляционной и климатической техники. По данным направлениям являются ЗАО «Кардинал» и ЗАО «Новинтех».
В целом, структуру рынка компьютерной техники и программного обеспечения, можно представить на рисунке 8.
По формуле (1), приведенной во втором разделе работы, можно рассчитать интенсивность конкуренции на рынке:
И = 1 –5 √((0,1 – (1/5) + (0,1 – (1/5) + (0,05 – (1/5) + (0,2 – (1/5) + (0,3 – (1/5))/5 = 1
Рисунок 9. Карта стратегических групп
Оценку влияния внешних факторов на деятельность ОАО «НЭТА» можно провести с помощью PEST-анализа (таблица 4).
Таблица 4 - PEST-анализ
P |
E |
S |
T |
Политико-правовые |
Экономические |
Социокультурные |
Технологические |
1 Изменение налогового законодательства может оказать непредсказуемое влияние на деятельность ОАО «НЭТА»: повышение налогов ухудшает финансовые результаты фирмы, вынуждая ее поднимать цены на продукцию, в то же время изменение налогового законодательства действует и на конкурентов, поэтому не дает конкурентных преимуществ |
1 Уровень инфляции может оказать непредсказуемое влияние: повышение инфляции снижает благосостояние населения, увеличивает издержки, однако оказывает влияние и на конкурентов |
1 Повышение спроса на товары может вызвать повышение уровня конкуренции в отрасли, в то же время для фирм, пользующихся лояльностью потребителей может способствовать повышению объемов продаж |
1 Появление новых технологий увеличивает конкурентоспособность продукции |
2 Изменение таможенного законодательства влияет непредсказуемо: повышение таможенных пошлин увеличивает издержки, следовательно, способствует повышению цен и снижению спроса |
2 Появление новых конкурентов увеличивает уровень конкурентной борьбы, способствует повышению качества продукции |
2 Увеличение рождаемости может вызвать спрос на услуги в прогнозном варианте |
2 Появление ноу-хау у конкурентов снижает конкурентоспособность продукции ОАО «НЭТА» |
3 Государственное регулирование ввоза продукции повышает издержки, связанные с доставкой материалов и товаров из-за рубежа, в то же время повышает качество продукции |
3 Курс валют оказывает непредсказуемое влияние, так как увеличение курса увеличивает уровень цен и снижает спрос |
3 Увеличение благосостояния населения повышает спрос и увеличивает конкурентную борьбу |
3 Устаревание оборудования снижает конкурентоспособность продукции и соответственно спрос |