- крупные корпорации с числом сотрудников в несколько сотен: акционерные общества (например, винно-водочный завод «ВИНАП», АО «Новосибирский жиркомбинат») и частные компании (например, «Пик Систем») – 35—40% от общего объема потребления, причем в этом сегменте наблюдается явная тенденция к росту;
- средний и малый бизнес: как правило, это частные компании с числом работающих от одного до нескольких десятков человек — около 35%;
- SoHo — порядка 20%.
Учитывая тенденции, происходящие на новосибирском компьютерном рынке, проведем анализ бизнес-окружения ОАО «НЭТА» в соответствии с методами, рассмотренными в предыдущем разделе.
Лист конкурентов для ОАО «НЭТА» представлен в таблице 1.
Таблица 1 - Лист конкурентов
Опасность появления новых фирм |
Выс. |
Рыночная власть производителей |
Выс. | ||
Экономия на масштабе |
Низ. |
Концентрация относительно отрасли клиентов |
Выс. | ||
Дифференцирование продуктов |
Выс. |
Доступность продуктов заменителей |
Выс. | ||
Потребность в капитале |
Выс. |
Важность клиента для производителя |
Выс. | ||
Стоимость переориентации |
Выс. |
Дифференциация продуктов производителя |
Выс. | ||
Контроль каналов распределения |
Выс. |
Стоимость переориентации клиента |
Выс. | ||
Собственные знания |
Выс. |
Опасность прямого объединения производителями |
Низ. | ||
Доступ к материалам |
Выс. | ||||
Доступ к государственным субсидиям |
Низ. |
Интенсивность конкуренции |
Выс. | ||
Количество конкурентов |
Выс. | ||||
Рыночная власть клиентов |
Выс. |
Темп роста отрасли |
Выс. | ||
Ориентация клиента на соответствующего производителя |
Выс. |
Неизменные затраты |
Выс. | ||
Объем производства |
Выс. |
Затраты на складирование |
Выс. | ||
Дифференциация поставляемых продуктов |
Выс. |
Дифференциация продукта |
Выс. | ||
Опасность обратного объединения клиентами |
Низ. |
Стоимость переориентации |
Выс. | ||
Знание клиентов о структуре затрат производителей |
Низ. |
Барьер для выхода |
Выс. | ||
Величина дохода клиентов |
Выс. |
Стратегическое участие |
Выс. | ||
Экономия затрат на поставляемых продуктах |
Низ. | ||||
Важность вклада производителей в качество конечного продукта покупателя |
Выс. |
Опасность продуктов заменителей |
Выс. | ||
Доля общих затрат клиента на продукцию производителя |
Выс. |
Вероятность появления заменителя |
Выс. | ||
Темпы увеличения эффективности цен по отношению к заменителям |
Выс. |
Как видно из таблицы 1, на рынке компьютерной техники и программного обеспечения наблюдается высокий уровень конкуренции. Однако барьеры входа в отрасль для новых фирм невысокая, так как данная отрасль требует больших капиталовложений от производителя и посредника вследствие высокой стоимости компьютерной техники. Так как основными потребителями компьютерной техники и программного обеспечения на рынке являются юридические лица – фирмы г. Новосибирска, для производителей очень важно налаживание и поддерживание связей с потребителями. Развитие новых технологий способствует увеличению дифференциации продуктов на рынке. Высока вероятность появления товаров-заменителей.