Для действующего бизнеса, исходя из накопленной практики, в этом разделе бизнес-плана можно указать цели и стратегию маркетинга, уточнить сегмент (сегменты) рынка, основных конкурентов, тенденции развития.
Раздел "План производства" — один из основных в бизнес-плане, даже если предприятие ориентируется на маркетинг. В случаях, если вместо продукции производятся услуги или выполняются работы, в этом разделе освещается производство работ (услуг).
В то же время существующие рекомендации и руководства по бизнес-планированию уделяют этому недостаточное внимание. Некоторые авторы связывают данный раз- В структуре существующих моделей бизнес-планов есть специальные разделы, которые разрабатываются раньше раздела "План производства", поэтому они в значительной степени дублируют друг друга.
Так, вопросы технологии производства продукции (работ, услуг), по существующим рекомендациям, надо отражать в разделе 2 "Виды товаров (услуг)", в разделе "Конкуренция на рынках сбыта" и в разделе 6 "План производства". Технико-экономические показатели товаров (услуг) рекомендуется освещать в разделе "Виды товаров (услуг)" и в разделе "Конкуренция на рынках сбыта". Аналогичное дублирование имеет место и по таким вопросам, как цены, рабочая сила, организация и управление, маркетинг и др.
По нашему мнению, целесообразно сократить число разделов плана, объединив однородные (о чем указывалось выше) и упорядочить очередность их разработки.
Исходя из изложенного, в разделе "План производства" целесообразно освещать такие вопросы.
Объем и рост производства.
Потребность в ресурсах и мерах по эффективному их использованию.
Определение цен, затрат (себестоимости).
Конкретное содержание раздела "План производства" определяется типом планируемого бизнеса.
При планировании начинающегося бизнеса в разделе "План производства" следует освещать вопросы, связанные с организацией производства: каков объем продукции намечается к выпуску; на каких производственных площадях и мощностях она будет вырабатываться; где и у кого будут закупаться сырье, материалы и комплектующие изделия; кто будет обеспечивать предприятие энергией, топливом; по какой производственной схеме будет вырабатываться продукция; какова потребность предприятия в рабочей силе; как будет осуществляться контроль качества; каковы будут издержки производства и т.д.
При планировании действующего бизнеса в разделе "План производства" необходимо отразить изменения в организации производства в планируемом году:
увеличение объемов производства и повышение темпов экономического роста;
источники намечаемого увеличения объемов и меры по их реализации.
Источниками роста могут быть либо расширение производственных площадей и мощностей, увеличение численности работников и затрат (экстенсивный рост), либо совершенствование организации производства и труда, сокращение затрат (интенсивный рост), либо сочетание того и другого типов роста.
Конкретные мероприятия, которые могут предусматриваться по развитию производства, приведены в табл. 2.
Таблица 2
Возможные меры по развитию производства
Группы мер |
Наименование мер |
Совершенствование использования производственных площадей |
1) совершенствование планировки производственных подразделений; 2) расположение рабочих мест, соответствующих технологическому циклу; 3) рациональное размещение оборудования; 4) снижение удельного веса площадей, занятых вспомогательными службами; 5) внедрение поточного производства; 6) техническое перевооружение и реконструкция производства |
Обновление парка оборудования |
1) внедрение новых прогрессивных моделей станков (автоматов, полуавтоматов, агрегатных и специализированных); 2) увеличение удельного веса прогрессивных типов оборудования; 3) внедрение новых видов оборудования для прогрессивных технологических процессов; 4) организация комплексно-механизированных участков и линий; 5) приобретение станков, по мощности и прочим характеристикам соответствующих выпускаемой продукции |
Совершенствование оборудования |
1) оснащение действующего оборудования механизированными устройствами; 2) автоматизация контроля станков; 3) модернизация и техническое совершенствование оборудования |
Необходимость включения в план мероприятий, указанных в табл. 2, определяется по результатам анализа выполнения плана за предшествующий год и путем выбора наиболее эффективных вариантов с учетом возможностей предприятия.
Выбор наиболее эффективных вариантов организационно-технических мероприятий для включения их в план производится на основе методик, предложенных М. А. Лимитовским, Е. М. Четыркиным и др.
При планировании организационно-технических мероприятий, кроме того, очень важно установить сроки и лиц, ответственных за их выполнение. Существующие методики бизнес-планирования этот вопрос обходят, в связи с чем план оказывается не подкрепленным конкретными действиями. В принципе, ввиду ориентации планов на внешние организации, этого от составителей и не требуется. В реальном же планировании, когда план ориентируется на цели развития предприятия, конкретизация мероприятий, определение сроков и ответственных за их выполнение становится первоочередной задачей.
Весьма удачной, на наш взгляд, является форма плана, предложенная А. Вайсманом. В этой форме годовой план фирмы представлен не в виде набора статистических таблиц, а в виде целевой годовой программы, в которой конкретно указано, что, когда и кто должен сделать. К такой форме могут быть приложены как детальные задания отдельным исполнителям, так и сводные обобщающие показатели (например, потребность в затратах: материальных, трудовых, финансовых; результаты выполнения: увеличение объемов, экономия затрат, повышение качества и т.д.).
Заключительным разделом бизнес-плана является "Финансовый план", в котором освещаются вопросы финансового обеспечения деятельности предприятия и наиболее эффективного использования денежных средств на основе оценки текущей финансовой информации и прогноза объемов реализации продукции (работ, услуг) на рынках в планируемый период. Для этого в финансовом плане предусматриваются следующие показатели.
Для вновь начинающегося бизнеса финансовые показатели приводятся планируемые. Для уже действующего бизнеса в плане указываются итоги (отчет) за предыдущий год, план на текущий год, отношение плана к факту за предшествующий год.
Кроме указанных выше финансовых показателей, в разделе "Финансовый план" приводится также прогноз баланса на планируемый год с указанием данных на начало и конец года.