рефераты по менеджменту

Принципы разработки бизнес-плана

Страница
9

Для действующего бизнеса, исходя из накопленной практики, в этом разделе бизнес-плана можно указать цели и стратегию маркетинга, уточнить сегмент (сегменты) рынка, основных конкурентов, тенденции развития.

Раздел "План производства" — один из основных в бизнес-плане, даже если предприятие ориентируется на маркетинг. В случаях, если вместо продукции производятся услуги или выполняются работы, в этом разделе освещается производство работ (услуг).

В то же время существующие рекомендации и руководства по бизнес-планированию уделяют этому недостаточное внимание. Некоторые авторы связывают данный раз- В структуре существующих моделей бизнес-планов есть специальные разделы, которые разрабатываются раньше раздела "План производства", поэтому они в значительной степени дублируют друг друга.

Так, вопросы технологии производства продукции (работ, услуг), по существующим рекомендациям, надо отражать в разделе 2 "Виды товаров (услуг)", в разделе "Конкуренция на рынках сбыта" и в разделе 6 "План производства". Технико-экономические показатели товаров (услуг) рекомендуется освещать в разделе "Виды товаров (услуг)" и в разделе "Конкуренция на рынках сбыта". Аналогичное дублирование имеет место и по таким вопросам, как цены, рабочая сила, организация и управление, маркетинг и др.

По нашему мнению, целесообразно сократить число разделов плана, объединив однородные (о чем указывалось выше) и упорядочить очередность их разработки.

Исходя из изложенного, в разделе "План производства" целесообразно освещать такие вопросы.

Объем и рост производства.

Потребность в ресурсах и мерах по эффективному их использованию.

Определение цен, затрат (себестоимости).

Конкретное содержание раздела "План производства" определяется типом планируемого бизнеса.

При планировании начинающегося бизнеса в разделе "План производства" следует освещать вопросы, связанные с организацией производства: каков объем продукции намечается к выпуску; на каких производственных площадях и мощностях она будет вырабатываться; где и у кого будут закупаться сырье, материалы и комплектующие изделия; кто будет обеспечивать предприятие энергией, топливом; по какой производственной схеме будет вырабатываться продукция; какова потребность предприятия в рабочей силе; как будет осуществляться контроль качества; каковы будут издержки производства и т.д.

При планировании действующего бизнеса в разделе "План производства" необходимо отразить изменения в организации производства в планируемом году:

увеличение объемов производства и повышение темпов экономического роста;

источники намечаемого увеличения объемов и меры по их реализации.

Источниками роста могут быть либо расширение производственных площадей и мощностей, увеличение численности работников и затрат (экстенсивный рост), либо совершенствование организации производства и труда, сокращение затрат (интенсивный рост), либо сочетание того и другого типов роста.

Конкретные мероприятия, которые могут предусматриваться по развитию производства, приведены в табл. 2.

Таблица 2

Возможные меры по развитию производства

Группы мер

Наименование мер

Совершенствование использования производственных площадей

1) совершенствование планировки производственных подразделений;

2) расположение рабочих мест, соответствующих технологическому циклу;

3) рациональное размещение оборудования;

4) снижение удельного веса площадей, занятых вспомогательными службами;

5) внедрение поточного производства;

6) техническое перевооружение и реконструкция производства

Обновление парка оборудования

1) внедрение новых прогрессивных моделей станков (автоматов, полуавтоматов, агрегатных и специализированных);

2) увеличение удельного веса прогрессивных типов оборудования;

3) внедрение новых видов оборудования для прогрессивных технологических процессов;

4) организация комплексно-механизированных участков и линий;

5) приобретение станков, по мощности и прочим характеристикам соответствующих выпускаемой продукции

Совершенствование оборудования

1) оснащение действующего оборудования механизированными устройствами;

2) автоматизация контроля станков;

3) модернизация и техническое совершенствование оборудования

Необходимость включения в план мероприятий, указанных в табл. 2, определяется по результатам анализа выполнения плана за предшествующий год и путем выбора наиболее эффективных вариантов с учетом возможностей предприятия.

Выбор наиболее эффективных вариантов организационно-технических мероприятий для включения их в план производится на основе методик, предложенных М. А. Лимитовским, Е. М. Четыркиным и др.

При планировании организационно-технических мероприятий, кроме того, очень важно установить сроки и лиц, ответственных за их выполнение. Существующие методики бизнес-планирования этот вопрос обходят, в связи с чем план оказывается не подкрепленным конкретными действиями. В принципе, ввиду ориентации планов на внешние организации, этого от составителей и не требуется. В реальном же планировании, когда план ориентируется на цели развития предприятия, конкретизация мероприятий, определение сроков и ответственных за их выполнение становится первоочередной задачей.

Весьма удачной, на наш взгляд, является форма плана, предложенная А. Вайсманом. В этой форме годовой план фирмы представлен не в виде набора статистических таблиц, а в виде целевой годовой программы, в которой конкретно указано, что, когда и кто должен сделать. К такой форме могут быть приложены как детальные задания отдельным исполнителям, так и сводные обобщающие показатели (например, потребность в затратах: материальных, трудовых, финансовых; результаты выполнения: увеличение объемов, экономия затрат, повышение качества и т.д.).

Заключительным разделом бизнес-плана является "Финансовый план", в котором освещаются вопросы финансового обеспечения деятельности предприятия и наиболее эффективного использования денежных средств на основе оценки текущей финансовой информации и прогноза объемов реализации продукции (работ, услуг) на рынках в планируемый период. Для этого в финансовом плане предусматриваются следующие показатели.

Для вновь начинающегося бизнеса финансовые показатели приводятся планируемые. Для уже действующего бизнеса в плане указываются итоги (отчет) за предыдущий год, план на текущий год, отношение плана к факту за предшествующий год.

Кроме указанных выше финансовых показателей, в разделе "Финансовый план" приводится также прогноз баланса на планируемый год с указанием данных на начало и конец года.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту