- Как осуществить выбор фирм, предлагающих свои услуги по обучению, для участия в осуществлении мероприятий?
4. Организация как заказчик и исполнитель развития персонала
- Кто должен заниматься вопросами развития персонала?
- Отвечают ли руководители за рост своих подчиненных?
- Кто отвечает за организацию семинаров?
- Кто определяет даты проведения семинаров?
- Кто следит за порядком проведения семинаров?
5. Затраты и бюджет
- Существует ли в бюджете статья, направленная на развитие персонала? (Это ключевой вопрос в оценке результатов и эффективности мероприятий.)
- Отвечает ли руководитель напрямую за расходование средств на эти цели?
6. Контроллинг
- Насколько глубоко повлияли проведенные мероприятия на развитие персонала?
- Насколько окупились проведенные инвестиции?
- Были ли внедрены полученные знания?
Развитие персонала представляет собой средство усиления кадрового потенциала и поощрения, необходимых в будущем, кадровых ресурсов. Оно рассматривается как производная от философии и миссии предприятия и отталкивается от его долгосрочных целей. В связи с этим цели развития персонала формируются руководством предприятия. Одновременно они должны быть достижимыми с точки зрения сотрудника и приносить осязаемые результаты. Четкое определение задач, стоящих перед сотрудником, является предпосылкой к пониманию требований к нему и готовности повышать свой профессиональный уровень.
Понятие требований.
Под требованиями к персоналу понимаются, прежде всего, деловые качества менеджера, а также те особенности в работе, которые диктует конкретная должность. К ним относятся образование и его профиль, возраст, стаж управленческой работы. Различия в требованиях обусловлены разнообразием решаемых задач и их дифференциацией в зависимости от уровня и масштабов управления.
Например, у руководителя крупной организации отсутствует необходимость в знании новых технологий или измерительной техники. Для этого существует разветвленный аппарат управления. Руководитель же организации меньших размеров нередко выполняет функции целого штаба.
Структура организации динамична, в ней происходит непрерывный процесс изменения задач и требований. В таких условиях особое значение приобретают предпринимательские, коммуникационные и информационные способности персонала управления.
Изменение структуры организации — только один из многих факторов, приводящих к изменению задач, стоящих перед менеджером, и требований к нему. Для установления перечня качеств, которыми должен обладать менеджер, необходимо точное знание управленческих и производственных задач, стоящих перед ним. Их структура определяет количество и уровень требований, предъявляемых к менеджеру. Качества менеджера обусловлены функциями, которые он выполняет. Изменение задач влечет за собой изменение функций, что в свою очередь обусловливает изменение требований. Степень пригодности к выполнению функций оценивается по соответствию требований должности и качеств кандидата на эту должность. Качества менеджера зависят от задач, производных от целей организации (рис.1).
Рис. 1 Взаимосвязь целей организации и требований к исполнителям
Шкала требований к персоналу управления имеет несколько разрядов. Например, пятибалльная шкала может выглядеть следующим образом:
1) ограниченно соответствует требованиям;
2)существенно соответствует;
3)весьма соответствует;
4)полностью соответствует;
5)в высшей степени соответствует.
Оценка качеств менеджера может быть представлена в различной форме, например в виде линейного профиля, или полярного профиля оценок, основанного на противоположных качествах, например: непостоянный — стабильный, мягкий — жесткий, подозрительный — доверчивый, нуждающийся в защите — независимый.
Полярный профиль оценок может включать и ряд других противопоставлений вместе с их оценками в баллах. Такой профиль образуется при обобщении экспертных оценок.
Не существует требований, полное соответствие которым гарантировало бы приход наиболее подходящего менеджера. Но профессиональный успех по определенным качествам можно предвидеть и способствовать его достижению в интересах организации и самого менеджера.
3.2 Эволюция требований к менеджеру.
Один из первых исследователей качеств администраторов - французский ученый и предприниматель, владелец современных горно-обогатительных предприятий А. Фаиоль. В 20-е гг. он разработал систему требований, которая известна как шкала Файоля (табл. 1). В ее основе - разделение знаний на три группы и различная значимость этих групп в зависимости от должности.
Таблица 1 Шкала Файоля
Должность |
Знания |
Итого | ||
управленческие |
технические |
экономические | ||
Рабочий |
5 |
85 |
10 |
100 |
Мастер |
15 |
60 |
25 |
100 |
Старший мастер |
25 |
45 |
30 |
100 |
Начальник цеха |
30 |
30 |
40 |
100 |
Технический руководитель |
35 |
30 |
25 |
100 |
Директор |
40 |
15 |
45 |
100 |
Генеральный директор |
50 |
10 |
40 |
100 |
А.Файоль еще в начале XX в. утверждал, что управленческому мастерству следует обучать так же, как и техническим знаниям: сначала в учебном заведении, потом на практике.
А.Файоль считал, что управленческие данные должны обязательно дополняться профессиональной подготовкой и практическим опытом (табл.2).