г) были готовы приступить к работе;
д) проходили обучение или переподготовку по направлению службы занятости;
Для отнесения лица к категории «безработный» необходимо одновременное наличие у него четырех первых условий.
Учащиеся, студенты, пенсионеры и инвалиды учитываются в качестве безработных, если они занимались поиском работы и были готовы приступить к ней.
Экономически неактивное население - это та часть населения, которая не входит в состав рабочей силы. К ней относятся:
а) учащиеся, студенты, слушатели, курсанты, обучающиеся в дневных учебных заведениях;
б) лица, получающие пенсии по старости и на льготных условиях;
в) лица, получающие пенсии по инвалидности;
г) лица, занятые ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми, больными родственниками;
д) отчаявшиеся найти работу, т.е. прекратившие ее поиск, исчерпав все возможности, но которые могут и готовы работать;
е) другие лица, которым нет необходимости работать, независимо от источника дохода.
Сравнение категорий «трудовые ресурсы» и «экономически активное население» показывает, что они не совпадают.
Поворот нашей страны от тоталитарного строя и командно-административной экономики к экономике рыночной, к свободному труду и запрету труда принудительного, провозглашенных Конституцией Российской Федерации, делает бессмысленным использование понятия «трудовые ресурсы» в его прежнем содержании. Не могут относиться к трудовым ресурсам, т.е. к потенциально возможным источникам удовлетворения потребностей общества в рабочей силе, категории лиц, которых иначе как принудительно к труду не привлечешь.
Поэтому в условиях рыночных отношений и свободного труда реальное значение для экономики имеет численность экономически активного населения - рабочей силы как фактора, образующего рынок труда.
По данным некоторых электронных изданий количество трудоспособного населения России к 2005 году возрастет примерно на 2,2% или на 2 млн человек. В настоящее время этот показатель составляет 65 млн человек. Об этом говорится в материалах, подготовленных Министерством труда и социального развития.
По данным Госкомстата России, численность занятых в экономике в среднегодовом исчислении возросла с 64,3 млн. человек в 2000 году до 65,0 млн. человек в 2001 году, или на 1%. Практически весь прирост численности занятых в экономике происходил за счет частного сектора, где занятость, по оценке Минэкономразвития России, возросла на 2% и достигла 30,2 млн. человек, или 46,5% общей численности занятых.
Численность принятых на рабочие места возросла на 718 тыс. человек (на 6,4%) и составила 12,0 млн. человек (29,0% среднесписочной численности работающих), а численность выбывших - на 757 тыс. человек (на 6,5%) и составила 12,4 млн. человек (30% среднесписочной численности работающих). Увеличение приема работников в значительной мере (на 84%) происходило за счет введения новых рабочих мест.
По данным Госкомстата России, в 2001 году на дополнительно введенные рабочие места было привлечено более 604 тыс. человек. Наибольшее число новых рабочих мест введено в промышленности – 34% от их общего числа, торговле и общественном питании - 9,3% /в том числе в розничной торговле 62%/, жилищно-коммунальном хозяйстве - 7,7%, строительстве – 7%, транспорте – 5%.
Рост численности занятых сопровождался снижением среднегодовой численности безработных, рассчитанной по методологии МОТ, с 7,5 млн. человек в 2000 году до 6,4 млн. человек в 2001 году, или на 14,7%. При этом уровень общей безработицы (отношение общей численности безработных по методологии МОТ к экономически активному населению) сократился с 10,5% до 9,0%. На этом фоне произошла стабилизация численности безработных, зарегистрированных в органах службы занятости, и уровня официальной безработицы, составивших - 1,1 млн. человек, или 1,5% экономически активного населения.
Ожидается, что к 2005 г среднегодовая численность зарегистрированных безработных может возрасти до 1,3 млн. человек, а по методике Международной организации труда доля безработных составит примерно 8,5% от экономически активного населения. При этом отмечается, что в 2002 году появилась тенденция роста числа официально зарегистрированных безработных и на 1 марта 2002 года этот показатель составил 1,25 млн. человек.
Рассмотрим показатели, используемые в процессе анализа:
Ø для характеристики движения рабочей силы рассчитывают и анализируют динамику следующих показателей:
- коэффициент оборота пол приему рабочих,
коэффициент оборота по выбытию,
коэффициент текучести кадров,
коэффициент постоянства персонала.
Ø для измерения рабочего времени используются показатели:
- отработанный человеко-день,
- отработанный человеко-час.
Ø при анализе производительности труда применяется система обобщающих, частных и вспомогательных показателей:
- к обобщающим показателям относятся среднегодовая, среднедневная и среднечасовая выработка продукции на одного работающего в стоимостном выражении.
- частные показатели - это затраты времени на производство единицы продукции определенного вида в натуральном выражении за один человеко-день или человеко-час.
- вспомогательные показатели характеризуют затраты времени на выполнение единицы определенного вида работ или объем выполненных работ за единицу времени.
Вышеперечисленная система показателей используется для анализа трудовых ресурсов, что касается оплаты труда уместно рассмотреть следующие понятия:
Анализ оплаты труда. Анализ начинают с определения суммы превышения (снижения) расходов на оплату труда персонала предприятия, занятого в основной деятельности, включаемых в себестоимость реализованных услуг по сравнению с их нормируемой величиной. При этом нормируемая величина расходов на оплату труда рассчитывается в соответствии с Законом о налогах с предприятий, объединений и организаций, предусматривающим увеличение или уменьшение облагаемой прибыли на сумму превышения или снижения расходов на оплату труда по сравнению с их нормируемой величиной. Нормируемая величина расходов на оплату труда определяется исходя из расходов на эти цели в предыдущем году с учетом роста объема реализации услуг и установленного правительством коэффициента роста расходов на оплату труда.
Расходы на оплату труда анализируют не только по предприятию в целом, но и по отдельным цехам. При этом выделяют подразделения, допустившие превышение нормируемой величины этих расходов, изучают причины, вырабатывают эффективные решения по их предупреждению.
Так как объектом налогообложения является сумма превышения средств, направляемых на потребление (расходов на оплату труда, включаемых в себестоимость услуг, различных выплат за счет прибыли, доходов по акциям и других средств, расходуемых на потребление), по сравнению с необлагаемым размером этих средств, определяемым в установленном законом порядке. В этих условиях объектом анализа использования фонда оплаты труда становится также определение соответствия суммы средств, направляемых на потребление, необлагаемому размеру этих средств, выявление причин, вызвавших превышение этого размера, выработка рекомендации по совершенствованию систем и форм оплаты труда. Для анализа используют данные расчетов по налогу, регулирующему расходование средств, направляемых на потребление.