Рисунок 1.2 – Динамика ремонта локомотивов на НЭРЗ в 1999–2009 годах
Постановлением расширенной Коллегии МПС от 24–25.12.99 года №23 было рекомендовано всем электровозоремонтным заводам освоить и производить в дальнейшем, для локомотивов ЧС–2, отправляемых по плану на КР–2, капитальный ремонт первого объёма с дополнительными работами, которые направлены на продление срока службы локомотива до 15 лет. Департаментом локомотивного хозяйства при МПС и Дирекцией «Желдорреммаш» был разработан технологический проект на капитальный ремонт с продлением срока службы (КРП). В проекте приводился перечень работ, необходимых для проведения помимо работ КР–1. Все дополнительные работы из этого перечня калькулировались отдельной сметой от стоимости ремонта локомотива. Целью нового вида ремонта явилась необходимость восстановления несущих конструкций механической части электровозов, максимальное обновление деталей и оборудования с заменой импортных комплектующих на отечественные, а также ряда узлов на усовершенствованные. Выполнение КРП обеспечит восстановление прочностных свойств кузовов и тележек, снижение эксплуатационных расходов за счёт уменьшения трудоёмкости технического обслуживания и ремонта, повышения эксплуатационной надёжности.
Факторы, влияющие на составление производственной программы. Проектирование объёмов работ и услуг в производственной программе происходит на основании данных о планируемых ремонтах локомотивов для предприятий МПС РФ, заказов организаций, не входящих в систему МПС и потребностям в услугах производственного характера, в зависимости от плановой прибыли и индекса роста цен, от загрузки оборудования и имеющихся производственных мощностей. Производственная мощность завода – величина, изменяющаяся во времени. Размер её зависит от количества и состава оборудования, производственных площадей, режимы работы предприятия и фонда рабочего времени, длительности производственного цикла и трудоёмкости ремонта локомотивов, а также от норм и нормативов использования оборудования и площадей [16, с. 86].
Анализ имеющихся мощностей и прогноз потребности в ремонте на 2009–2010 годы показывает, что мощности завода смогут обеспечить реализацию прогнозируемого выпуска из ремонта электровозов на соответствующем технологическом уровне, только при условии проведения необходимых мероприятий по техническому перевооружению.
Требует обновления базовое специальное оборудование, износ которого составляет 80% и более. Повышение требований к качеству ремонта требует внедрения современных технологий и оборудования.
Парк оборудования со сроком эксплуатации свыше 20 лет, подлежит замене, что составляет более 50% от общего количества оборудования.
Износ базового специального оборудования – 85%. Нуждается в обновлении технологии и оборудования заготовительное производство, электромашинный, секционный и кузнечно–механический цех.
Необходимо внедрение диагностико–измерительного комплекса и обновления парка металлообрабатывающего оборудования.
Остро необходима реконструкция гальванического отделения и создание участка по изготовлению деталей из полимеров на площадях инструментального цеха.
Литейное производство нуждается в приобретении стандартного оборудования и смене крышевого покрытия.
Помимо этого сильно изношены здания и сооружения завода, состояние которых также влияет на осуществление плана производственной программы.
Приведенный анализ в таблице 1.1 показывает, что порядка 14,9 % зданий и сооружений построено в послевоенные годы хозяйственным способом и в настоящее время 7% зданий требуют капитального ремонта.
Разработка производственной программы. После анализа факторов, оказывающих влияние на объёмы, закладываемые в производственную программу, производится расчёт товарной продукции в действующих ценах (Т) по формуле (1.1), как сумма произведений количества изделий (Нi) на соответствующую отпускную цену (Цi).
Т=Нi*Цi (1.1)
При расчете объемов товарной продукции и ее реализации для внутриотраслевого потребления (ремонт электровозов, колесных пар, электрических машин, изготовление запасных частей, в том числе и по межзаводской кооперации) на заводе руководствуются уровнем цен, установленным МПС РФ.
На прочую продукцию внутриотраслевого потребления (дополнительные работы, ненормальный износ и др. услуги) цены разрабатываются исходя из себестоимости расхода материальных затрат в соответствии с технической документацией, нормам трудовых затрат и установленным МПС нормами рентабельности (7–15%).
Разработанные цены утверждаются руководством завода и согласовываются с заказчиком.
Индексация цен на основную ремонтную продукцию МПС производится в соответствии с Указаниями МПС. На продукцию иных отраслей в зависимости от темпов и уровня роста цен на потребляемые для производства материалы.
Показатель товарной продукции используется при определении уровня затрат, рентабельности продукции, при расчёте плана реализации продукции и определения прибыли.
Разбивка по кварталам годового объёма работы происходит в соответствии с рассчитанным фондом рабочего времени для завода на предстоящий период и с учётом плановых отпусков рабочих (в основном в летний период).
Суммарная товарная продукция считается по предприятию в целом и по продукции для МПС РФ.
Производственная программа на 2010 г. представлена в приложении Г.
Задачи и содержание плана. Планирование труда должно обеспечивать неуклонный рост производительности труда, рациональные соотношения между заработной платой и численностью различных категорий работников, наиболее полное использование трудовых ресурсов, их экономию и высвобождение, повышение квалификации работников.
Определяющим фактором, влияющим на экономический рост и эффективность производства, является наличие на предприятии человеческих ресурсов, способных профессионально решать поставленные производственные задачи. Задачи проведения кадровой политики становятся во главу угла с началом реформы железнодорожного транспорта. Концепция реформы и поэтапная программа ее реализации учитывают, что решающим в осуществлении поставленных целей остается кадровый ресурс, сама возможность так организовать идущую уже работу, чтобы максимально использовать деловые качества людей, их компетенцию и квалификацию, трудовую мотивацию и социальный настрой во благо общим интересам [15, с. 208].
В связи с увеличением потребности железных дорог в подвижном составе и увеличении плановых заданий по ремонту электровозов на заводе увеличилась потребность в квалифицированных специалистах. С другой стороны на железнодорожном транспорте надвигается и уже идёт период реформ. Процесс реформирования сопряжен с многочисленными социально-психологическими, производственно–этическими проблемами, потому что он будет сопровождаться, с одной стороны, ростом экономических показателей и производительности труда работников, а с другой стороны – неизбежным сокращением численности персонала, расходов на социальную сферу. В этих условиях требования к кадрам не просто резко возрастают – меняется стратегия и тактика, приоритеты кадровой и социальной политики.