Деятельность организационного психолога предполагает широкий круг общения. В процессе выполнения своих обязанностей организационный психолог взаимодействует:
со всеми работниками своей организации (отдельные работники, их группы и объединения);
с руководством и владельцами организации (средний и высший менеджмент);
с коллегами из других организаций (обмен опытом).
Организационные основы деятельности социального педагога:
Деятельность организационного психолога должна быть организована в соответствии с ТК РФ.
Деятельность организационного психолога протекает:
(желательно) в отдельном кабинете (с нормальными условиями физической и санитарно-гигиенической сред);
при необходимости на рабочем месте любого сотрудника организации, с которыми идёт работа;
на различного уровня собраниях, совещаниях, где обсуждаются организационные моменты.
Отношения подчинения (кому подчиняется организационный психолог и есть ли у него подчиненные) зависят от отдельной организации.
Оплата труда социального педагога производится согласно договоренности с работодателем и существующим общегосударственным законам (возлагаемые налоги, размер МРОТ и т.д.).
У организационного психолога есть возможность как вертикального так и горизонтального внутриорганизационного должностного продвижения.
У организационного психолога есть возможность перехода из одной организации в другую на аналогичную должность.
Требования к общей подготовке:
базовые знания в психологии, менеджменте, праве, физиологии, социологии, педагогике;
знания в психологии труда и управления;
знание основ технологии производства, экономики, организации производства, труда и управления.
Требования к частной подготовке:
Знание теории психологии и менеджмента;
Знание нормативно-правовой базы трудовой деятельности;
Владение методами психологической и организационной диагностики;
Владение воздейственными методами (развитие, коррекция, обучение, тренинг персонала и т.д.);
Теоретические и практические представления об экспертных процедурах;
Владение управленческим консультированием;
Владение методами планирования профессиональной исследовательской деятельности.
Для деятельности социального педагога необходимо осуществлять следующие направления профессионального совершенствования:
Готовность к новому, что появляется в теории и практике организационной психологии;
Расширение теоретических познаний и практических умений в области психологии, менеджмента, права;
Личностный рост (морально-этическое совершенствование, а так же развитие в себе таких качеств как наблюдательность, коммуникабельность и т.п.).
Как и в любой другой профессии организационный психолог должен стремится достичь в своей деятельности высшего уровня профессиональной деятельности - уровня, системно моделирующего творчества (по Кузьминой Н. В).
Социальный педагог большей частью самостоятельно не занимается постановкой целей своей профессиональной деятельности - запрос идёт от руководства организации.
Медицинские противопоказания.
Противопоказаниями к деятельности организационного психолога:
Ярко выраженное человеколюбие (деятельность организационного психолога должна быть направлена на общий результат организации, а не на благополучие отдельного человека);
Сенсорные дефекты (резко выраженные дефекты слуха и речи);
Нервные и психические заболевания;
А. Получение ВО по соответствующей специальности;
Б. Обучение на различных курсах на основе любого гуманитарного ВО.
Профессия организационного психолога содержит в себе элементы таких профессий как психолог, менеджер, кадровый работник, педагог, юрист.
Родственные профессии: менеджер по персоналу.
В своей деятельности организационный психолог может выбрать для себя работу лишь в узкой области всего многообразия организационных проблем и выступать в следующих ролях:
психолог-исследователь;
психолог-диагност;
психолог - разработчик креативных решений;
психолог-тренер;
психолог - специалист в области косвенных методов управления;
психолог - персональный консультант;
психолог - инваероментальный консультант.
Т. к. профессия является довольно новой, перспективы развития профессии очень много:
Дальнейшая разработка теоретической базы данной специальности;
Дальнейшая разработка методологии;
Совершенствование обучения специалистов в данной области.
1. Работа сенсорных систем: Норма. Особенно важно, что отсутствуют выраженные дефекты слуха и зрения.
Особенности восприятия: Сочетание синтетического и аналитического типа.
Преобладание объяснительного, а не описательного типа (объясняют себе суть воспринятого).
Преобладание объективной, а не субъективной стороны восприятия (строгое соответствие тому, что происходит в действительности).
Развитая наблюдательность.
2. Преобладающая часть рабочего времени организационного психолога проходит в общении с людьми. Человек является сложнейшим объектом, поэтому важно взаимодействие всех анализаторных систем. Особенно важна работа зрительного канала (отвечает за восприятие внешнего вида человек, невербальной коммуникации, понимание его физического и психологического состояния) и слухового канала (ответственен, прежде всего, за восприятие речи) получения информации.
Темп деятельности выбирается самим специалистом в зависимости от его психологических особенностей. Однако следует отметить, что такое динамичное направление современной жизни как бизнес промедлений не терпит, и психологу в своей деятельности приходится иметь массу профессиональных контактов, перерабатывать большое количество информации.
3. Основной установкой для деятельности должна быть ориентация на качество и надежность. Организационный психолог должен понимать, что от правильности его профессионального решения может зависеть дальнейшая судьба человека (как работника) и организации.
4. Навык определяется как действие, сформированное путем повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементарной сознательной регуляции и контроля. В данной профессии мало собственно навыков. Это, может быть, например, четко усвоенные навыки общения в целом и проведения беседы в частности. Но в большинстве случаев данный вид деятельности требует осознания и рефлексии каждого действия.
5. Для организационного психолога важно иметь хорошую память. Он постоянно должен держать в голове различные сведения из психологии, менеджмента, права (долговременная память). Очень часто социальному педагогу необходимо запоминать детали определенной ситуации. (кратковременная и оперативная память). К тому же довольно часто необходимо предоставлять объективные сведения своему руководству.
При выполнении служебных обязанностей важно использовать произвольное запоминание, которое основано на активности и осмыслении информации.