Wi – весомость значения показателя;
Ai – значение показателя для оцениваемого товара;
Аi эталона – значение показателя товара-эталона;
КСП = Wi*ai/ai эталона / Wi
КСП = 53,48 / 55 = 0,97.
По анализу полученных данных можно сделать вывод о том, что конкурентоспособность товара отстает от эталона на 3%.
Полученный в результате показатель дает возможность решить лишь одну часть проблемы - способна ли данная продукция (и в какой степени) удовлетворить существующую потребность. Однако он оставляет в стороне еще один важнейший аспект, определяющий выбор на рынке, - при каком уровне затрат потребность может быть удовлетворена. Решение этой части проблемы связано с анализом экономических параметров.
Проводя оценку продукции, предлагаемой на рынке, покупатель наряду с сопоставлением ее потребительских качеств должен учитывать цену потребления. Стремясь добиться наилучшего соотношения уровня потребительских свойств, продукции и своих расходов, покупатель выбирает ту продукцию, по которой будет достигнут максимум полезного эффекта на единицу затрат. Таким образом, для определения конкурентоспособности какой- либо продукции необходимо провести сравнение цен потребления. Именно в этом и заключается основная задача сопоставления продукции по экономическим параметрам. Подход к решению задачи оценки экономических параметров продукции во многом сходен с анализом по техническим параметрам. Его особенность состоит в том, что соизмерение всех экономических параметров происходит на стоимостной основе - сопоставляются цены потребления анализируемой продукции и товара-образца.
Таблица 3. Ценовые параметры на шкаф-зеркало для ванн, руб. за шт.
ООО «Аква-Стан» |
«Сан ФЫМА 21 век» |
ai/ai конкурента | |
Цена, руб. |
3 648 |
2806 |
1,3 |
Как видно из таблицы, ткань, производимая ООО «Аква-Стан» менее конкурентоспособна по цене, чем продукция основного конкурента – текстильной фабрики «Сан ФЫМА 21 век».
На основе групповых показателей по нормативным, техническим и экономическим параметрам рассчитывается интегральный показатель конкурентоспособности (Кпрод.). Интегральный показатель отражает различие между сравниваемой продукцией в потребительском эффекте, приходящемся на единицу затрат потребителя, связанных с приобретением и использованием продукции. Если Кпрод меньше 1, то анализируемая продукция уступает образцу, если Кпрод больше 1, то она превосходит образец по конкурентоспособности. При равной конкурентоспособности Кпрод = 1.
Следует отметить, что действие группового показателя по техническим параметрам и группового показателя по экономическим параметрам является разнонаправленным. При росте группового показателя по техническим параметрам (т.е. при улучшении технических параметров анализируемой продукции по сравнению с образцом) показатель Кпрод растет, отражая рост конкурентоспособности. При увеличении группового показателя по экономическим параметрам (т.е. при росте расходов по данной продукции) показатель Кпрод падает.
К прод = 1 * 0,97 * 0,77 = 0,75.
Интегральный показатель конкурентоспособности довольно высок. Как видно из расчета на его снижение повлияли экономические параметры, следовательно, предприятию нужно вести более мягкую ценовую политику.
2. Оценка эффективности маркетинговой деятельности.
Она осуществляется посредством расчета коэффициентов конкурентоспособности, сгруппированных по элементам комплекса маркетинга, итогом которой является интегральный показатель эффективности маркетинговой деятельности. При оценке эффективности маркетинговой деятельности предприятий-конкурентов (в целом по совокупности деятельности на всех рынках или относительно отдельных рынков) возможно использование следующих критериев, которые целесообразно сгруппировать по отдельным элементам комплекса маркетинга.
Продукт:
коэффициент рыночной доли, показывающий долю, занимаемую предприятием на рынке;
коэффициент предпродажной подготовки (КПП), характеризующий усилие предприятия к росту конкурентоспособности за счет улучшения предпродажной подготовки (в случае если продукт не требует предпродажной подготовки в отчетном периоде, то КПП принимается равным 1).
коэффициент изменения объема продаж, показывающий рост или снижение конкурентоспособности предприятия за счет роста объема продаж
Цена:
коэффициент уровня цен, показывающий рост или снижение конкурентоспособности предприятия за счет динамики цен на продукцию.
Доведение продукта до потребителя:
коэффициент доведения продукта до потребителя, показывает стремление предприятия к повышению конкурентоспособности за счет улучшения сбытовой деятельности.
Продвижение продукта:
коэффициент рекламной деятельности, характеризующий стремление предприятия к росту конкурентоспособности за счет улучшения рекламной деятельности;
коэффициент использования персональных продаж, показывающий стремление предприятия к росту конкурентоспособности за счет роста персональных продаж с привлечением торговых агентов;
коэффициент использования связей с общественностью, показывающий стремление предприятия к росту конкурентоспособности за счет улучшения связей с общественностью.
Для начала определим коэффициент рыночной доли:
Таблица 4.Предприятия, занимающие наибольшую долю рынка мебели для ванных комнат России.
Наименование предприятия и географическое положение |
Доля на рынке в % |
1. АО «Спецжилстрой» г. Москва |
3,2 |
2. АО Текстильная фирма «Сан ФЫМА 21 век» г. Москва |
8,8 |
3. ООО «Аква-Стан» |
5,9 |
4. АО «Лагуна» г. Москва |
3,4 |
5. ООО «Аквелла» г. Москва |
4,8 |
Как видно из таблицы, доля рынка ООО «Аква-Стан» равна 5,9% , т.е. коэффициент рыночной доли равен 0,059.
Коэффициент предпродажной подготовки принимается равным 1, т.к. продукция предприятия не требует предпродажной подготовки.