Рис. 4. Профиль требований (1 — высшая оценка, 4 — низшая оценка, А, В — сравниваемые организации)
6) профиль полярностей - в основе данного метода лежит определение показателей, по которым фирма опережает или отстает от конкурентов, т. е. ее сильных и слабых сторон. В качестве критерия используется сопоставление параметров опережения или отставания. В таблице 1 приведен возможный профиль полярностей;
Таблица 1. Возможный профиль полярностей
Позитив |
Негатив |
У нас имеется четкая организационная структура |
У них более рациональная организационная структура |
У нас продумана система управления |
У них система управления позволяет оперативнее решать вопросы и проблемы |
У нас хорошо поставлено планирование |
У них информация о состоянии рынка поступает оперативнее |
7) матричный метод — при использовании данного метода конкурентоспособность предприятия рассматривается в динамике. В качестве критерия оценки конкурентоспособности предприятия используется сравнение показателя конкурентоспособности с табличным значtнием.
Сущность приведенных методов оценки конкурентоспособности можно определить следующим образом. Методологическая незавершенность имеющихся подходов в рамках теории сравнительных преимуществ, теории равновесия и теории эффективной конкуренции явилась предпосылкой для разработки иных способов решения проблемы (оценка на базе качества, профили требований и полярностей, матричный метод). Оценка конкурентоспособности на базе качества продукции поднимает вопрос: не синонимы ли понятия «качество» и «конкурентоспособность». Однако между данными понятиями существуют принципиальные отличия: если качество товара это просто совокупность свойств, то конкурентоспособность — это отношение людей, потребителей товара, к его свойствам, товару как таковому. В основе формирования этого отношения лежит оценка товара и его свойств потребителем, которая зависит от нескольких моментов. Во-первых, от уровня свойств, которыми обладает изделие; во-вторых, от цен; в-третьих, от наличия конкурентов; в-четвертых, от времени, поскольку потребитель хочет получить свой товар в определенное время; в-пятых, от конкретных обстоятельств, связанных с использованием данного товара;
9) SWOT-анализ — данный метод позволяет проанализировать слабые и сильные стороны внутренней среды предприятия, потенциальные опасности внешней среды и на основе анализа выявить существующие возможности для развития предприятий. SWOT-анализ конкурентоспособности предприятия представлен в таблице 2;
Таблица 2. SWOT-анализ конкурентоспособности предприятия
Внутренняя среда |
Сильные стороны: |
Слабые стороны: | |||
узкая специализация; |
нехватка денежных | ||||
Внешняя среда |
малые транспортные |
средств для | |||
расходы |
расширения | ||||
производства | |||||
Возможности: |
Направленность |
Направленность | |||
сохранение старых |
стратегии: |
стратегии: | |||
позиций на |
повышение |
использовать | |||
завоеванном рынке |
конкурентоспособное |
преимущества узкой | |||
и предприятия |
специализации | ||||
Внешние факторы: |
Направленность |
Направленность | |||
ввоз импортных |
стратегии: |
стратегии: | |||
продуктов |
воздействие внешних |
быстрая доставка | |||
факторов возможно |
продукции | ||||
нейтрализовать |
до потребителя | ||||
посредством | |||||
уменьшения затрат | |||||
на транспортировку | |||||
9) построение «гипотетического многоугольника конкурентоспособности» — данный метод предполагает оценку конкурентоспособности предприятия по восьми факторам:
- концепция товара и услуги, на которой базируется деятельность предприятия;
- качество, выражающееся в соответствии продукта высокому уровню товаров рыночных лидеров и выявляемое путем опросов и сравнительных тестов;