Фп — значение критерия финансового положения предприятия,
Эс — значение критерия эффективности организации сбыта и продвижения товара на рынке,
Kт — значение критерия конкурентоспособности товара,
Кд — значение критерия деловой активности предприятия,
к1, к2, кЗ, к4, к5 - коэффициенты весомости критериев.
Расчет критериев конкурентоспособности предприятия производится по формуле:
Кpn = ∑ аi * Пi,
где Крn — критерий конкурентоспособности предприятия,
ai — коэффициент весомости i-ro единичного показателя, раскрывающего n-й критерий конкурентоспособности предприятия,
Пi — значение i-ro единичного показателя (в баллах), раскрывающего n-й критерий конкурентоспособности предприятия.
По сравнению с ранее рассмотренными методами предложенная методика оценки конкурентоспособности охватывает все наиболее важные оценки хозяйственной деятельности промышленного предприятия, исключает дублирование отдельных показателей, позволяет быстро и объективно получить картину положения предприятия на отраслевом рынке. Использование в ходе оценки сравнения показателей одного предприятия за разные промежутки времени дает возможность применить этот метод как вариант оперативного контроля отдельных служб. Проведенный анализ методов конкурентоспособности предприятий и продукции подтверждает необходимость решения задачи оценки конкурентоспособности предприятий в условиях рынка.
Таким образом, подводя итог вышесказанному, можно сделать следующие выводы. Анализ литературных источников и методических разработок, посвященных вопросам оценки конкурентоспособности различного вида и уровня, показал, что наиболее слабым звеном в оценке конкурентоспособности предприятия является отсутствие комплексности и единства подходов к этой проблеме с учетом специфических особенностей данной категории. Существующие методы и научные разработки по вопросам оценки конкурентоспособности касаются в основном продукции и в меньшей степени затрагивают деятельность предприятия. Анализ методических и теоретических разработок по вопросам обеспечения конкурентоспособности предприятия подтверждает необходимость ее комплексной оценки для выявления возможных резервов улучшения основных показателей его хозяйственной деятельности.
Для определения оценки конкурентоспособности воспользуемся методикой, которая включает в себя три основных раздела:
1. Оценка конкурентоспособности продукции.
Она осуществляется на основе ее нормативных, технических, экономических и организационных параметров посредством расчета интегрального показателя конкурентоспособности продукции. Учет нормативных параметров при оценке конкурентоспособности осуществляется с помощью интегрального показателя, который принимает значения лишь 1 и 0. Если продукция соответствует нормам, то показатель равен 1, если не соответствует, то он равен 0.
Нормативными показателями для продукции ООО «Аква-Стан» являются показатели, установленные ГОСТом РФ. А так как вся продукция, производимая предприятием, удовлетворяет стандартам, то интегральный показатель принимает значение, равное 1
Анализ конкурентоспособности продукции включает в себя определение технических показателей, расчет которых позволяет предприятию оценить, насколько конкретное свойство продукции, представленное ею, удовлетворяет соответствующий элемент потребности. Это выражается отношением величины технического параметра анализируемой продукции к величине того же параметра, при которой элемент потребности удовлетворяется полностью (величине параметра гипотетической продукции).
Аналогично можно произвести расчеты по всем техническим параметрам, получив, в конечном итоге, полный набор показателей, характеризующих степень приближения свойств анализируемой продукции к требованиям покупателя. При этом значимость свойства в общей структуре свойств продукции должна совпадать со значимостью соответствующего элемента потребности.
Для получения на базе единичных группового показателя, характеризующего соответствие продукции потребности, необходимо объединить их с учетом значимости Полученный таким образом показатель характеризует степень соответствия данной продукции существующей потребности по всему набору технических параметров. Чем выше его величина, тем полнее удовлетворяются запросы потребителя. Единичные и групповой показатели отражают степень удовлетворения потребности, не позволяя при этом оценить конкурентоспособность продукции. Для этого необходимо сопоставить показатели анализируемой продукции и ее конкурента и выяснить, какая из них в большей степени соответствует потребности. Такое сопоставление позволяет определить уровень конкурентоспособности данной продукции в сравнении с продукцией конкурентов по отношению к конкретной потребности.
Несмотря на кажущуюся простоту рассмотренного выше показателя, его применение на практике в ряде случаев затруднительно. Он применим, когда четко известны потребность, функция, которую должна выполнять продукция, и конкретные условия ее осуществления. В большинстве случаев для этого необходима обширная и точная информация о потребностях покупателей, а также трудоемкие и дорогостоящие рыночные исследования. Поэтому часто конкурентоспособность оценивается косвенным методом - с помощью товара-образца. В этом случае за основу анализа берется не потребность, а товар-образец, уже пользующийся спросом и, следовательно, в какой-то мере близкий к общественным потребностям. Образец, таким образом, выступает в виде материализованных требований, которым должна соответствовать продукция, предназначенная для удовлетворения определенной потребности, а также моделирует потребность и позволяет вести сравнение его параметров с параметрами продукции, подлежащей оценке, что облегчает и удешевляет процесс анализа.
Составим лист конкурентоспособности для ткани, производимой ООО «Аква-Стан»:
Показатели |
Wi |
ai |
ai эталона |
ai/ai эталона |
Wi*ai/ai эталона |
Жесткие: | |||||
Прочность материала, % |
6 |
15 |
18 |
0,83 |
4,98 |
Износостойкость, % |
1 |
0,7(100) |
0,8(99) |
1,01 |
1,01 |
Гарантия, % |
4 |
5(100) |
7(98) |
1,02 |
4,08 |
Цена, % |
7 |
100 |
100 |
1 |
7 |
Влагостойкость материалов, % |
2 |
8(100) |
10(98) |
1,02 |
2,04 |
Экологическая чистота материала, % |
3 |
59 |
62 |
0,95 |
2,85 |
Сырьевой состав, % |
5 |
75 |
80 |
0,94 |
4,7 |
Мягкие: | |||||
Соответствие моде, баллы |
10 |
98 |
98 |
1 |
10 |
Цветовая гамма, баллы |
9 |
90 |
92 |
0,98 |
8,82 |
Комфортность, баллы |
8 |
90 |
90 |
1 |
8 |
Итого |
55 |
- |
- |
- |
53,48 |