ВВЕДЕНИЕ
Управление относится к древним видам человеческой деятельности. Категория управления может рассматриваться как присущая всей человеческой деятельности, но особое значение она приобретает в экономической сфере управления предприятием.
Менеджмент сегодня составляет основу предпринимательской деятельности, являясь одновременно и все более широко распространяющимся образом хозяйственного мышления, и целостной системой мероприятий.
Это во многом определяет актуальность применения основных принципов менеджмента в современной экономической формации России, которая до настоящего времени находится в переходном состоянии.
Экономическая либерализация в России в сочетании с экономическим ростом способствовали постепенному превращению государственно-монополизированной экономики в конкурентный рынок, смену товарного дефицита дефицитом денежных средств, трансформацию проблем снабжения в проблемы сбыта.
На основе опыта западных стран в России формируется свой тип менеджмента.
В работе мы рассмотрим особенности организации управления, содержание управленческой деятельности и формирование экономической стратегии на российских предприятиях, а также попытаемся сформировать российскую модель менеджмента.
Развитие менеджмента в России как науки и практики управления носит эволюционный характер.
Вклад школы научного управления в развитие научного менеджмента, используемый и в России, можно свести к следующему:
· использование научного анализа для определения лучших способов выполнения задачи;
· отбор работников, лучше всего подходящих для выполнения и обеспечения их обучения;
· использование материального стимулирования для повышения производительности труда;
· разграничение исполнительского и управленческого труда.
Также в России использовались и используются основные рекомендации административной или классической школы управления:
· разработка административной теории;
· научный подход к принципам управления;
· описание функций управления;
· комплексный подход к управлению всей организацией.
В российской науке и практике управления применяются положения т.н. школы «человеческих отношений»:
· коллектив как особая социальная группа;
· межличностные отношения как фактор роста эффективности и потенциала каждого работающего;
· прикладная мотивация;
· исследование поведения людей в организации;
· отношение к членам организации как к активным человеческим ресурсам.
И, наконец, в условиях России широко используются разработки школы управления или математической школы. Это:
· использование количественных измерений при принятии решений;
· использование информационных систем управления и вычислительной техники.
В качестве современных научных подходов к менеджменту можно выделить следующие:
· системный подход;
· ситуационный подход;
· процессный подход.
В современных условиях в России системный подход применяется как научная методология решения сложных производственно-хозяйственных проблем в условиях неопределенности поведения системы и неполноты информации о ней.
Однако чтобы применить теорию систем к процессу управления, руководители должны знать характеристики внешней среды и основных элементов организации.
Определение характеристик внешней среды и внутренней среды и их влияния на деятельность организации является основным содержанием ситуационного подхода.
Ситуационный подход заключается в том, что для каждой производственной ситуации присущи свои конкретные методы управления. Так как на организацию влияет множество факторов внешней среды и внутренних факторов, то не может быть единого способа управления, одинаково эффективно применяемого во всех ситуациях. Наиболее эффективным способом управления конкретной ситуацией является тот, который наиболее соответствует данной ситуации.
В современном российском менеджменте происходит интеграция новых подходов к управлению и в частности с использованием процессного подхода, сущность которого заключается в том, что управление рассматривается как сложное явление, как процесс, состоящий из серии непрерывных, взаимосвязанных действий, направленных на достижение поставленных целей.
Менеджмент, как вид деятельности по управлению хозяйственным субъектом, имеет общие и специфические черты.
Общие отражают понимание менеджмента как концепции, как философии управления.
Специфические черты отражают национальные и исторические особенности, географические условия, уровень социально-экономического развития в конкретной стране, культуру.
Поэтому выделяют различные модели менеджмента:
· американскую;
· японскую;
· западно-европейскую и др.
Очевидно, по аналогии с этими моделями, можно выделить и российскую модель менеджмента, чему будут посвящены глава 2 и 3. В этой главе отметим портрет корпоративной культуры на российском предприятии, являющейся важным элементом модели менеджмента. Это:
· многонациональная культура;
· один язык;
· традиция верности;
· склонность к благотворительности;
· высокая способность к выживанию;
· храбрость, отсутствие страха перед риском;
· недоверчивость;
· пренебрежение прошлым опытом;
Как уже было отмечено выше, формирование российской модели менеджмента происходит в условиях перехода от экономики командно-административной к рыночной.
Движителем рыночной экономики принято считать предпринимателей как деловых, инициативных, творчески мыслящих, предприимчивых людей, осуществляющих свою деятельность самостоятельно, на свой страх и риск, под собственную имущественную ответственность и направленную на получение прибыли.
Развитие предпринимательства является основой для становления рыночной экономики, и сегодня в России, так или иначе, оно получает широкое развитие.
Управление (или менеджмент) понимается, как проявление предпринимательской способности направлять используемые ресурсы в ту сферу, где существует возможность получение наилучших результатов. В условиях рыночной экономики пестрая картина успехов российского бизнеса является, прежде всего, результатом успешности управленческой деятельности, предприимчивости руководства фирм.
Система управления предполагает наличие субъекта и объекта управления: субъектом управленческой деятельности может считаться аппарат администрации, а объектом – организация, предприятие или, говоря современным языком – компания. Система управления требует прямого и обратного взаимодействия субъекта и объекта, то есть воздействия администрации на объект управления и осуществления обратной связи – для получения информации о результатах такового воздействия. Иными словами, в основе управления лежит потребность и возможность субъекта управлять, а объекта – выполнять управленческие решения.