Переход нашей страны к рыночной экономике потребовал тщательного изучения зарубежной практики и теории менеджмента, использование тех положений, которые могут оказаться пригодными в наших условиях.
По мнению автора всё же требуется формирование российской модели управления, учитывающей исторические особенности страны, российские условия бизнеса российского менеджмента.
Такая модель в настоящее время до конца ещё не сформировалась, но в заключении можно выделить некоторые особенности российского менеджмента, которые могут оказать влияние на характеристики системы управления:
1. Проблематика управления. Наиболее актуальные проблемы управления сегодня в России:
· антикризисное управление;
· управление занятостью;
· банковский менеджмент;
· поддержка предпринимательства и малого бизнеса и др.
2. Инфраструктура российского менеджмента – это система традиций, уровень общей культуры, система ценностей, потенциал знаний в области менеджмента и др.;
3. Культурная среда, особенности общественного сознания, которые невозможно изменить в короткое время;
4. Комплекс факторов, как затрудняющих, так и благоприятствующих развитию менеджмента в России. Затрудняющие факторы:
· политические условия развития экономики: экономические связи складываются в зависимости от политических процессов;
· развитие рыночного механизма происходит неравномерно по разным регионам;
· в структуре экономики не развит средний и малый бизнес, высок уровень концентрации предприятий ВПК.
Среди благоприятствующих факторов можно отметить:
· систему образования, способствующую подготовке менеджеров;
· высокий научно-интеллектуальный потенциал;
· наличие опыта государственного регулирования и др.
Происходит формирование новой управленческой парадигмы в России (системы взглядов), которая станет основой для российской модели менеджмента и которая включает следующие элементы:
· децентрализация управления на базе сочетания рыночного государственного регулирования социально-экономическими процессами. Государство должно устанавливать общие правила функционирования рынка, используя такие формы вмешательства, как законодательство, госзаказы, лицензирование экспорта и импорта, установление кредитных ставок;
· переход к полицентрической системе хозяйствования (центр хозяйствования перемещается на уровень регионов). С одной стороны, это приводит к увеличению количества и сложности, решаемых в регионах задач, с другой – упрощает систему управления народным хозяйством;
· управление предприятиями государственного сектора осуществляется на основе сочетания рыночных и административных методов. Преобладание той или иной группы методов зависит от статуса предприятий в экономической системе страны;
· формирование и функционирование рыночных хозяйствующих субъектов как открытых, социально ориентированных систем. Каждая организация должна решать вопросы, касающиеся взаимодействия с внешней средой. Социальная ориентация рассматривается в двух аспектах: ориентация на потребителя, удовлетворение потребностей общества; решение социальных проблем трудового коллектива и среды обитания организации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Организации управления на российских предприятиях на современном этапе осуществляется с использованием основных принципов и рекомендаций основных научных школ менеджмента: школы научного развития, классической школы, школы «человеческих отношений» и математической школы.
В качестве современных научных подходов основными в условиях переходной экономики является системный и ситуационный, но интенсивно внедряется более прогрессивный процессный подход.
Содержание управленческой деятельности на российских предприятиях включает в себя прогнозирование, планирование, регулирование. В условиях формирующихся рыночных отношений, в том числе переходной экономики России, эти элементы находят свое воплощение в разработке бизнес-планов, что способствует более плодотворному сотрудничеству с зарубежными предприятиями.
Формирование российской модели менеджмента происходит в условиях перехода от административно-командной экономики к рыночной. Формирование модели как таковой на данный момент не завершено. Происходит формирование новой управленческой системы взглядов. В этих условиях очень важно использование позитивных черт моделей американского, японского и западноевропейского менеджмента.
Главным при организации управления на российском предприятии является стратегическое видение развития бизнеса, на втором месте управление стратегическими изменениями, налаживание эффективных внешних коммуникаций, далее формирование сильной управленческой команды.