рефераты по менеджменту

Особенности инновационной политики на предприятиях

Страница
1

Введение

Инновации осуществляются в самых различных областях: производстве, науке, культуре, образовании; экономических, правовых, социальных отношениях и других сферах деятельности человека. В первой части статьи приводятся доказательства обоснованности применения данного термина, во второй - авторы делятся личным опытом внедрения инноваций в управление рационализацией предприятия.

Хотя иностранный термин "инновация" появился в русском языке не так давно, он уже широко применяется во всех сферах человеческой деятельности. Это наглядно демонстрируют различные толковые словари. Так, в социологическом словаре "инновация" (от лат. "innovatio", англ. и нем. "innovation" - введение чего-либо нового) - это процесс изменения, связанный с созданием, признанием или внедрением новых элементов (или моделей) материальной и нематериальной культур в определенной социальной системе. В толковом словаре иностранных слов Л.П. Крысина "инновация" (от фр. "innovation") - обновление, перемена. В современном экономическом словаре "инновации" - нововведения в области техники, технологии, организации труда и управления, основанные на использовании достижений науки и передового опыта, а также применение этих новшеств в самых разных областях и сферах деятельности. В психологическом словаре "инновацией" называется результат творческой деятельности, направленной на разработку, создание и распространение новых видов изделий, технологий, внедрение новых организационных решений и т. д., которые удовлетворяют потребности человека и общества и вместе с тем вызывают социальные и другие изменения. Различают социально-экономические, организационно-управленческие, технико-технологические инновации. П. Друкер в работе "Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения" приводит следующее определение инновации: "инновация - это разработка и внедрение нового, ранее не существовавшего, с помощью которого старые, известные элементы придают новые очертания экономике данного бизнеса. Сущность инновации скорее концептуального характера, чем технического или научного". В проекте закона "Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике в Российской Федерации" и в Отраслевой целевой программе (ОЦП) "Инновация" дано фактически одно определение инновации (нововведению) как "конечному результату инновационной деятельности, получившему воплощение (в ОЦП - реализацию) в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке (инновация - продукт), нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности (инновация - процесс)". Актуальность темы исследования обусловлена направленностью исследования на решение одной из важнейших экономических проблем - обеспечение конкурентоспособности отечественных предприятий на основе критического восприятия современных представлений об использовании новых организационных форм управления конкурентоспособностью на основе инноваций[1]. Проведение многомасштабной государственной политики перестройки экономики все более наталкивается на ресурсные ограничения, связанные с экономическими реалиями переходного периода. Поэтому для достижения поставленной цели производства объективно неизбежен выбор приоритетных, преимущественно неинвестиционных направлений реформирования экономики предприятий.

Инновационная деятельность предприятия

Последнее десятилетие в рыночную систему хозяйствования активно внедряется инновационная деятельность. Одной из важнейших задач становится повышение инновативности предприятий, а именно: их способности четко и адекватно реагировать на изменения на рынке путем выпуска новой или усовершенствования существующей продукции, внедрение новых технологий производства и сбыта, реструктуризации, усовершенствование системы внутрифирменного управления и использование новейших маркетинговых стратегий. Как результат, формирование и развитие инновационного потенциала становится неотъемлемой частью стратегии современных предприятий.

При анализе инновационного потенциала предприятия необходимо учитывать сложность и специфику инновационного цикла предприятия.

Ключевым принципом формирования такой структуры является построение на предприятии целостной системы комплексов, охватывающей весь цикл осуществления инновационной деятельности, начиная с генерации новых научно-технических идей и их отработки до выпуска и реализации созданной на данной основе современной наукоемкой продукции.

Как системный объект такая структура должна обладать собственным внутренним строением и входить составной частью в некую большую по отношению к ней систему (предприятие).

Указанная система представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга комплексов и соответствующих им организационных элементов, необходимых и достаточных для эффективного осуществления в сфере науки и техники, будет иметь собственное внутреннее строение.

Инновационные процессы реализуются в рамках соответствующим образом выбранной инновационной стратегии, которая является одной из приоритетных, определяющих развитие всех областей производственной деятельности предприятия. Для обеспечения ускоренного развития инновационного потенциала предприятий необходима соответствующая организационно-экономическая система, структура научно-технической и инновационной деятельности предприятия. Она должна быть направлена на достижение конкретной цели, иметь требующиеся для этого механизмы, формироваться и действовать на основе определенных принципов. Конечной целью формирования структуры должно быть не просто создание конкретным хозяйствующим субъектом условий для более эффективного ведения им научно-технической и инновационной деятельности, а также преодоление спада производства предприятия, его структурную перестройку и изменение номенклатуры выпускаемой продукции, повышение ее конкурентоспособности и привлекательности для внутреннего и внешнего рынков, создание новых рабочих мест, развитие нового инновационного потенциала.

Таким образом, изучение проблемы развития инновационной деятельности на предприятиях показал, что для оценки общего состояния и уровня развития научно-технической и инновационной деятельности целесообразно использование интеграционного понятия – инновационный потенциал предприятия, который характеризуется количеством подразделений, выполняющих научные исследования и разработки, численностью научных работников, участвующих в таких разработках, объемом научно-технических работ, количеством конструкторских разработок и т.д. Во-вторых, для стимулирования инноваций в сфере производства, а также для развития инновационного потенциала целесообразно образование системы структурных комплексов: информационного обеспечения, экспертизы, научно-технических и инновационных программ, финансово-экономического обеспечения научно-технической и инновационной деятельности предприятий и др. Предложенная система позволит определять внутренние возможности и преимущества инновационной деятельности, оценить потенциал развития организации в целях повышения эффективности ее коммерческой деятельности. Среди менеджмента российских предприятий еще не сложилось понимание важности этих процессов для обеспечения конкурентоспособности и повышения степени устойчивости предприятий на национальном и глобальном рынках.[2]

Перейти на страницу номер:
 1  2  3 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту