Налоговая система и налоговое регулирование экономики Налоги - обязательные безвозмездные и невозвратные платежи субъектов хоз-ия и населения органам госуправления.
Налоги - главная статья бюджетных доходов. Явл-ся обязательным взносом в бюджет соответствующего уровня ли во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях опр. закон. актами.
Объект налогообложения - доход (прибыль), стоимость опр. товаров, отдельные виды деят-ти налогоплательщиков, операции с ин. валютой, пользование природными ресур-ми, имущество юр и физ лиц, передача имущества, добавленная стоимость продукции, работ и услуг и др. объекты установленные законодательством.
Функции налогов:
Фискальная (аккумулирует ден. средства в госбюджет)
Контрольная (оценивается эффективность каждого налогового канала)
Распределительная (стимулирующая и сдерживающая)
В РФ взимаются платежи:
федеральные налоги субъектов в составе РФ
местные налоги.
Компетенции органов гос власти опред-ся в соот с законом "об основах налоговой системы в РФ".
К федеральным относятся: НДС, налог на прибыль, подоходный налог с физ лиц, акцизы, тамож пошлины, налог на реализацию ГСМ, платежи за пользование природн ресурсами, сбор на использование наименование "Россия".
К республиканским (9): налог на имущество п\п, транспортный налог плата за воду, лесной, от реализации алкогольных, табачных и ювелирных средств, налог на приобретение автотранспорта.
К местным (18): на имущество физ лиц, земельный, сбор за право торговли, на рекламу, на перепродажу автомобилей, целевые сборы на благоустройство территорий, налог на содержание жилфонда и объектов соц-культурной сферы, сбор на нужды образ учреждений.
Виды налогов:
подоходный налог и налог на прибыль (с чистого дохода)
отчисления работодателей и работников в соц фонды, пен фонд, соц страх, на собственность (имущество юр и физ лиц)
налоги с фонда оплаты труда (транспорт, благоустройство и т.д.)
акцизы и НДС
экспортные и импортные пошлины прочие Льготы по налогообложению:
необлагаемый минимум;
понижение налоговых ставок;
целевые налоговые льготы, включая налоговое кредитование, т.е. отсрочка платежа.
Налоги бывают прямыми и косвенными. Прямые - налоги с физ и юр лиц на прибыль, подоходный налог, на имущество. Косвенные - налоги на товары и услуги оплаченные в цене товара (НДС, акцизы, таможенные пошлины).
Денежно-кредитную политику следует рассматривать в широком и узком смысле. В широком смысле она направлена на борьбу с инфляцией и безработицей, на достижение стабильных темпов экономического развития через регулирование денежной массы в обращении. ликвидности банковской системы, долгосрочных процентных ставок. В узком смысле такая политика направлена на достижение оптимального валютного курса с помощью валютной интервенции, проведения учетной политики и других методов регулирования краткосрочных процентных ставок. Под валютной интервенцией понимается политика купли-продажи центральным банком иностранной валюты на национальную на валютном рынке.
Кредит - относительно самостоятельная категория распределения, наделенная специф признаками: платность, возвратность, срочность, матер обеспеченность.
Функции К: Перераспределительная Экономия издержек обращения (ускоряется движение денеж потоков за счет кредитов)
Ускорение централизации и концентрации капитала.
В зависимости от субъектов экономических отношений фин-кредитный словарь подразделяет кредит на:
банковский; - государственный; - товарный (потребительский); - межхозяйственный Банк - фин-кред учреждение, осущ-е свою деят-ть на рынке ссуд капиталов. Сущ-ть банков закл-ся в орг-ции ден - кред процесса. Цель - извлечение прибыли, получение% с активов.
В РФ 2-х уровневая банк. система: ЦБ и КБ
Банки делятся на 3 оси. типа: эмиссионные (монополия на выпуск ден эмиссий), коммерческие и специализир-е. КБ кредитуют промышленным, торг и др п/п гл образом за счет капитала, привлеч в виде вкладов, осущ-ая расчеты между п/п-ями, а также занимаясь фондовыми, комисс-ыми и валютными операциями. К специализированным отн-ся банки, осущ преимущественно определенные виды фин-кред. отн: страховые, инновационные, инвестиционные (фин-ие и д/сроч кред-ие капвлож), ипотечные (ссуды под залог недв-ти), пооперационные, муниц-ые, биржевые, сберегательные.
Банки подчиняются ЦБ, кот выдает лицензии, опред-т резерв фонд. уст. кап. банков, выдает кредиты банкам под%, устав ставку рефинанс, зан-ся эмиссией денег, хранит валюту и золотого запаса, выпол. функции фин агента гос-ва, проводит м/н кред-ден политику, обесп-т беспереб снабжен экон-ки платеж сред-ами, обесп. эфф. систему расчетов, контрол работу фин органов, покупает гос ценн бумаги.
Уровень жизни - это степень удовлетворения материальных и культурных потребностей человека. Он выражается в количестве и качестве потребляемых человеком благ и услуг. Включает в себя: - культуру быта, - поведение. - потребление, - общественный порядок, - использование свободного времени и т.п.
Динамика уровня жизни отражается на состоянии и развитии образа жизни.
Качество жизни - понятие характеризующее посредством сопоставления с уровнем жизни качественную сторону удовлетворения материальных и культурных потребностей людей.
Качество жизни отождествляется с понятиями: - образ жизни, - стиль жизни.
Уровень жизни показывает насколько мы удовлетворили потребности. Качество показывает как удовлетворение потребностей сказывается на жизни (в духовном, материальном плане).
Рыночная потребительская корзина - включает не только потребительский товар, но и инвестиционный товар и т.п.
Включает среднюю и минимальную потребительскую корзину.
В России - средняя потреб. корзина состоит из 70 наименований, минимальная - 20.
Главной целью внешнеэкономической политики являются содействие стабильному росту и повышению эффективности национальной экономики, дальнейшая интеграция России в систему международного разделения труда в условиях глобализации мирового хозяйства. Реализация внешнеэкономической стратегии, как показывает опыт развитых и развивающихся стран, невозможна без активной координирующей и регулирующей роли государства.
Для процесса глобализации прежде всего характерен опережающий по отношению к материальному производству poст объемов международных торговых, финансовых и инвестиционных потоков. Это означает, что национальные государства в современных условиях уже не могут регулировать экономическую жизнь внутри страны, не считаясь с процессами глобализации. Регулирующая роль государств при усилении влияния внешних факторов в стабильных экономиках имеет тенденцию к снижению.