Глобализация выходит за экономические рамки, оказывая влияние на основные сферы общественной деятельности. Процесс глобализации вызван объективными факторами мирового развития, углублением международного разделения труда, научно-техническим прогрессом в области транспорта и связи. Движущей силой глобализации выступают транснациональные компании (ТНК).
Национальным государствам приходится все больше считаться с ТНК как с партнерами и соперниками в борьбе за влияние на национальную экономику.
Процесс глобализации требует новых подходов в национальной экономической политике, в целом, и во внешнеэкономической политике, в частности, Внешнеэкономическая политика ориентируется преимущественно на свободную торговлю, как правило, в развитых странах, достигших высокого уровня конкурентоспособности, и в странах, где ввозимая продукция не конкурирует с внутренним производством или является сырьем для значимых отраслей.
России, осуществляющей коренную трансформацию экономической системы, разумная протекционистская политика необходима. Результатами реформирования внешнеэкономической сферы в первые годы рыночных преобразований в России явились незащищенные экономические границы страны, через которые хлынули на Запад сначала сырьевые ресурсы, а затем и российские капиталы. Массированное использование на первых порах российскими производителями цен, заниженных по сравнению с мировыми, имело своими последствиями установление по ряду важнейших позиций российского экспорта антидемпинговых процедур, действующих и в настоящее время.
Центральной проблемой внешнеэкономической политики является увязка открытости экономики с требованиями национальной безопасности. Это предполагает, что дальнейшая либерализация внешнеэкономической деятельности должна быть тесно увязана с концепцией национальной безопасности России с тем, чтобы не допускать опасной зависимости от внешнеэкономических факторов при реализации курса на стабильный рост и структурную перестройку отечественного производства.
В ходе глобализации мировой экономики возросла вероятность неблагоприятного воздействия внешних факторов на отечественное хозяйство, необходимость обеспечения экономической безопасности страны.
Единого понимания сущности экономической безопасности нет, исследователи определяют ее критерии и систему показателей.
Для переходного периода определяющим выступает разработка пороговых значений по следующим критериям:
объем ВВП, за пределами которого невозможно самостоятельное экономическое развитие страны на современном конкурентно-способном базисе, инвестирование и финансирование основных сфер деятельности, т.е. способность экономики к расширенному воспроизводству;
удельный вес в промышленности высокотехнологичных, обрабатывающих отраслей, в том числе наукоемких;
удельный вес импорта во внутреннем потреблении;
уровень жизни основной массы населения (черта бедности);
воспроизводство природно-экологического потенциала;
объемы государственных материальных, золотовалютных и финансовых резервов.
При выходе за эти предельные значения могут возникать препятствия нормальному ходу воспроизводства, складываться негативные тенденции.
К "Концепции национальной безопасности Российской Федерации" (Указ Президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300) отнесены:
тенденция к превращению России в топливно-сырьевую периферию развитых стран;
усиление импортной зависимости;
утечка капитала;
рост государственного внешнего долга;
чрезмерная открытость экономики.
Пороговым уровнем безопасности многие специалисты считают долю импорта во внутреннем потреблении 30%, в том числе по продовольствию - 25%.
Применительно к внешнему долгу государства для характеристики уровня экономической безопасности используют два показателя; отношение величины задолженности к экспорту товаров и услуг и коэффициент обслуживания долга (отношение выплат по долгу к экспорту товаров и услуг).
Критической величиной первого показателя считается уровень размером 300%, второго - 25%.
Точное определение "бегству" капитала дать трудно. Уход капитала за рубеж считается нормальным явлением в странах с рыночной экономикой. Утечка капитала происходит в те страны, где находится более прибыльное применение. Существует нелегальный вывоз капитала из страны в различных формах - невозврат экспортной выручки, оплата фиктивного импорта товаров и услуг, контрабанда, ценовые манипуляции и т.п. Накопление наличной иностранной валюты в стране правомерно также относить к "бегству" капитала.
Масштабы угроз экономической безопасности России таковы, что необходима разработка эффективных механизмов их предупреждения.
Цели и задачи вступления во Всемирную Торговую Организацию (ВТО)
Участие России в мировом товарообмене упало до уровня более низкого, чем необходимо для интеграции в мировую экономику. Россия - экспортирующая страна, но совокупная доля страны в мировом товарном экспорте составляет лишь 1,6%, в импорте - 0,6%. По объему экспорта Россия далеко отстала от развитых стран Запада и уступает малым государствам Европы (Швейцарии, Австрии, Дании). Доля США, Германии, Японии в мировом экспорте составляет 13%; 8,9% и 8% соответственно.
Сырьевая ориентация экспорта усилилась не только из-за сокращения внутреннего спроса, но и в силу переноса центра тяжести во внешней торговле на западные рынки, где страна пока еще может конкурировать минерально-сырьевыми товарами (прежде всего нефтью и газом). Что касается гражданского машиностроения, сельского хозяйства, пищевой, текстильной промышленности, они за время реформ не смогли вступить в международную конкурентную борьбу, потеряв традиционные рынки.
Экспорт сырьевых ресурсов стал стабилизирующим фактором кризисной российской экономики в период рыночных преобразований. Экспорт оказывает существенное воздействие на финансовую стабилизацию страны. Вместе с тем позитивная роль экспорта как макроэкономического стабилизатора проявилась как фактор поддержания объема ВВП, но не его отраслевой структуры.
Российская экономика с утяжелевшей за время реформ отраслевой структурой слабо использовала положительный эффект либерализации внешней торговли для переориентации своих ресурсов на прогрессивные направления экспортного производства.
Общая теория управления.
Закономерности управления социально-экономическими системами Управленческие отношения - это отношения верхов и низов, начальников и подчиненных. Методы управления, являющиеся инструментом воздействия субъекта на объект и одновременно способом их взаимодействия. Постановка вопроса о методах управления - это постановка вопроса об управленческих взаимоотношениях структурных подразделений системы управления.
Существует 3 вида методов управления.
1) командный;
2) экономический;
3) социально-психологический.
1) Метод командный. Используемые механизмы:
Административные: приказ, распоряжение, указание. Нормативные: закон, положение, инструкция, план, спущенный сверху и обязательный для выполнения. Экономические: процент выплачиваемой прибыли, цена продукта (назначенная), зарплата (назначенная), материальные санкции, установленные сверху. Социально-психологические: выговор, объявленный в приказе, награждение грамотой по распоряжению руководства, благодарность в приказе, план социального развития коллектива и мероприятий по его реализации.