1) работники, которые решают все поставленные перед ними задачи, достигают запланированных результатов;
2) работники, которые большую часть своих обязанностей выполняют добросовестно, но остальную часть по разным причинам выполнить не могут;
3) работники, которые не могут выполнить качественно большую часть своих задач, а выполняют только меньшую часть задач;
4) работники, которые в настоящий момент организации не нужны, оплата труда которых составляет для организации прямой убыток.
От работников третьей и четвертой групп служба персонала ОАО МЗМК обязана освободиться, расторгнув с ними контракт, оставив их в резерве, если они представляют интерес для организации. При расширении организации, производства их можно вновь пригласить на работу. Как правило, испытательный срок (а он в ОАО МЗМК – 3 месяца) – достаточный период, чтобы выявить неподходящих работников.
Оценка содержания работы на каждом рабочем месте осуществляется совместно с линейным руководителем (руководителями секторов) ОАО МЗМК.
Такая оценка в ОАО МЗМК включает:
1) наблюдения за работником с целью выяснения, как он работает, какие задачи решает на рабочем месте;
2) собеседование с работником на эту же тему;
3) заполнение работником вопросника на эту же тему (вопросы сформулированы таким образом, что ответы на них дают возможность судить о характере работы). Такой же вопросник заполняет и непосредственный руководитель работ. Подобная практика возникла не так давно, но уже дала определенные результаты для размышления группе подбора специалистов.
Собрав соответствующую информацию, группа подбора специалистов в состоянии решать следующие задачи:
а) отделить бесполезные работы от полезных для сокращения штата;
б) исключить ненужное дублирование работ;
в) максимально расширить рабочие функции, задачи, решаемые работником, избегая узкой специализации.
В результате проделанной работы отдел персонала составляет для себя описание всех работ.
Эта информация необходима для принятия решения о перемещениях рабочей силы, реорганизациях, найме рабочей силы, установлении зарплаты, оценке деятельности персонала, повышении и понижении в должности.
Цель адаптации приспособления потребностей, ценностей и профессиональных компетенций новых сотрудников к требованиям, предъявляемым к ним организацией в соответствии с ее стратегическими целями и ценностями.
В реализации процесса задействованы:
- менеджер по персоналу;
- специалист по кадрам;
- инженер по охране труда;
- руководители подразделений;
- непосредственный руководитель;
- наставник;
- новый работник.
Процесс адаптации специалиста начинается при приеме нового сотрудника или при переводе сотрудника компании на другую должность.
План адаптации специалиста составляется руководителем подразделения совместно с заместителем директора по управлению персоналом.
На подготовительном этапе руководитель подразделения назначает новому сотруднику наставника из числа сотрудников подразделения, обладающего соответствующим профессиональным опытом и знаниями, способный наилучшим образом их передать.
Руководитель подразделения представляет нового работника наставнику и коллективу.
Заместитель директора по управлению персоналом извещает сотрудника о процедуре прохождения испытательного срока или стажировки, выдает бланк плана адаптации специалиста, с которым сотрудник знакомиться и ставит свою подпись. Дальнейшее заполнение плана адаптации специалиста происходит в текущем режиме непосредственным руководителем совместно с другими участниками процесса по мере прохождения этапов и процедур.
Новый сотрудник и наставник обсуждают план адаптации. Наставник подробно знакомит нового сотрудника с должностными обязанностями, задачами на испытательный срок (на период стажировки), сроками их выполнения, критериями оценки.
Новый сотрудник приступает к работе в соответствии с планом адаптации.
В процессе прохождения испытательного срока (стажировки) наставник фиксирует в плане срок и качество выполнения намеченных мероприятий. В течение испытательного срока (стажировки) наставник с участием заместителя директора по управлению персоналом периодически обсуждают с новым работником результаты работы по плану адаптации, дает рекомендации или дополнительную информацию. В случае невыполнения какого-либо этапа новый работник устно объясняет причину невыполнения наставнику или непосредственному руководителю.
При необходимости новый сотрудник проходит дополнительное обучение или участвует в тренинге. Обучение организует заместитель директора по управлению персоналом. Информация об обучении фиксируется в плане адаптации.
По окончанию испытательного срока (стажировки), руководитель подразделения совместно заместителем директора по управлению персоналом анализирует выполнение плана адаптации и в плане адаптации пишут заключение по результатам адаптации.
Неудовлетворительные результаты прохождения испытательного срока являются основанием для отказа от услуг нового работника (увольнения).
Результатом этапа адаптации являются:
- сотрудник, прошедший испытательный срок;
- сотрудник, не прошедший испытательный срок.
Анкеты кандидатов, не прошедших испытательный срок, направляются в банк данных с соответствующей пометкой.
Цель обучения обеспечение ОАО МЗМК квалифицированными кадрами, повышение эффективности в работе, производительности труда, прибыли ОАО МЗМК за счет повышения уровня профессионализма работников, освоение ими новых областей знаний и приобретение необходимых навыков, а также удовлетворение потребностей работников торговой сети в саморазвитии и самосовершенствовании, профессиональном и карьерном росте.
Организует процесс обучения начальник отдела по работе с персоналом, действие процесса распространяется на всех рабочих ОАО МЗМК.
Обучение персонала происходит:
- при введении в должность (при устройстве на работу, перемещении на новую должность, изменении объема работы или полномочий);
- по повышению квалификации (при выявлении недочетов в работе сотрудника в результате проведения оценки, при зачислении в Кадровый резерв на выдвижение, при внедрении новых технологий, необходимости повышения профессионального уровня).
Процесс Обучения регламентируется Положением об обучении, планом развития на год и бюджетом на обучение.
Обязательному обучению подлежат сотрудники, которым было рекомендовано обучение по итогам аттестации или деловой оценки.
Результатом обучения являются:
· сотрудник, прошедший обучение;
· документы, подтверждающие обучение;
· отчёт по обучению (готовит Заместитель директора по управлению персоналом).
Анализ качественного состава персонала ОАО МЗМК представлен в таблице 11.
Таблица 11 - Структура качественного состава персонала ОАО МЗМК
Годы |
Общая численность персонала, чел. |
С высшим Образованием, чел. |
Доля с высшим образованием, % |
1 |
2 |
3 |
4 |
1995 |
610 |
68 |
11,1 |
1996 |
640 |
74 |
11,5 |
1997 |
790 |
111 |
14,0 |
1998 |
840 |
133 |
15,9 |
1999 |
860 |
148 |
17,2 |
2000 |
960 |
175 |
18,2 |
2001 |
900 |
180 |
20,0 |
2002 |
890 |
169 |
19,0 |
2003 |
830 |
163 |
19,6 |
2004 |
860 |
179 |
20,9 |
2005 |
860 |
187 |
21,7 |
2006 |
860 |
187 |
21,7 |
2007 |
810 |
179 |
22,1 |
2008 |
897 |
185 |
20,6 |