– экономия движений. Это требование также выполняется. Офисная мебель и оргтехника расположены таким образом, чтобы максимально уменьшить количество лишних движений.
– ритмичность и автоматизация движений. Это требование выполняется, так как производство ведется не первый год и вся система поставок налажена.
– параллельность работы оборудования и человека. Это требование выполняется полностью. Это требование значительно экономит рабочее время.
– оптимальная интенсивность труда. Данное требование не всегда выполняется, т.к. по мере надобности сырья и материалов меняется и интенсивность труда, загруженность рабочего дня.
– Условия труда.
Условия труда – это совокупность факторов производственной среды, оказывающих влияние на функциональное состояние организма работающих, их здоровье и работоспособность, на процесс восстановление рабочей силы.
Факторы, формирующие условия труда, можно разделить на следующие группы:
Санитарно-гигиенические;
Психофизиологические;
Эстетические.
Санитарно-гигиенические условия формируются под влиянием на человека окружающей среды (вредные химические вещества, запыленность воздуха, вибрация, освещение, уровень шума, инфразвук, ультразвук, электромагнитное поле, микроклимат, микроорганизмы и др. факторы).
Рассмотрим санитарно-гигиенические условия в офисе, в котором я работаю. По санитарным нормам предусмотрено, что на каждого работника должно приходиться не менее 4,5 м2. У нас на одного работника приходится – 4,0 м2. Это, безусловно, мало, поэтому в помещении зачастую душно и жарко. Ситуацию улучшает наличие множества растений, что способствует очищению воздуха.
Огромное влияние оказывает на рабочий процесс – шум. Рядом со зданием, в котором мы арендуем помещение, проходят железнодорожные пути, а значит, постоянные шум отрицательно сказывается на работниках.
На утомляемость сотрудников и их работоспособность существенное влияние оказывает освещенность. По мере возможности используется естественное освещение, т. к. оно благоприятнее для работников. Когда использование естественного освещения не возможно, то применяется комбинированное освещение.
Психофизиологические условия – величина физической, динамической и статической нагрузок, рабочая поза, темп работы, напряженность внимания, монотонность, нервно-эмоциональное напряжение, эстетический и физический дискомфорт. В основном я выполняю свою работу сидя, офисный стул удобен (можно настраивать положение спинки, ее наклон, высоту стула), все расположено очень удачно, поэтому дискомфорта не чувствуется. По специфике работы монотонности в работе не наблюдается, напряженность внимания велика, особенно при заключении договоров и при заполнении документов. Т.к. работа специалиста отдела поставок заключается в непосредственном общении с людьми, то нервно-эмоциональное напряжение велико.
Эстетические условия (цветовое оформление интерьеров помещений, озеленение). Стены офиса выкрашено в бледно-бежевый цвет (действует успокаивающе, а также светлый цвет стен увеличивает визуально комнату), на полу темно-синее ковровое покрытие, офисная мебель гармонирует с окраской помещения. В помещении много растений и цветов.
В заключение можно сказать, что организация труда на моем рабочем месте удовлетворительная и благоприятно влияет на плодотворную работу коллектива. Есть моменты, которые требуют рассмотрения руководства фирмы. Неудачное размещение арендуемого помещения сказывается на самочувствии и работоспособность сотрудников. Близость оживленной улицы дает массу отрицательных моментов – постоянный шум, вредные вещества. Поэтому если рассматривать этот вопрос глобально, то можно посоветовать сменить арендуемое помещение. Если этого не удается сделать, то на первое время необходимо на окна поставить стеклопакеты, что значительно увеличит теплоизоляцию и звукоизоляцию. Также необходимо приобрести в офис кондиционеры для того, чтобы снизить температуру в помещении летом и увеличить в холодное время года.
Задание 2
Провести индивидуальную фотографию рабочего времени на своем рабочем месте: указать цель проведения фотографии; заполнить бланк наблюдательного листа; проиндексировать затраты времени; составить сводку одноименных затрат времени и фактический баланс рабочего дня: рассчитать показатели использования рабочего времени и потерь времени.; определить процент возможного повышения производительности труда за счет полной ликвидации потерь и непроизводственных затрат рабочего времени; составить нормативный баланс рабочего дня если: Тпз – 20 мин. на смену, Тотл – 5%, Тоб – 6% от оперативно-нормативного времени.
Наметить мероприятия по улучшению использования рабочего времени и рассчитать их годовую эффективность.
Фотографией рабочего времени называется изучение затрат рабочего времени или времени использования оборудования на протяжении рабочей смены или ее части с помощью детальной фиксации всех данных, характеризующих их продолжительность и структуру. Она проводится с целью:
Выявления недостатков в организации труда и производства, приводящих к прямым потерям и нерациональным затратам рабочего времени, простоям оборудования, а также разработки на этой основе организационно-технических мероприятий по устранению выявленных недостатков;
Изучения, обобщения и распространения передового производственного опыта по использованию рабочего времени;
Установления норм обслуживания и нормативов численности рабочих;
Получения исходных данных для разработки нормативов подготовительно-заключительного времени, времени обслуживания рабочего места, времени на отдых и личные надобности, определения оперативного времени на ручные работы в единичном и мелкосерийном производстве;
Выявления причин невыполнения и значительного перевыполнения норм выработки отдельными рабочими.
Анализ также проведем на примере СП «Новый профиль».
Наблюдательный лист для проведения индивидуальной фотографии рабочего времени приведен в таблице 1.
Таблица 1. Наблюдательный лист для проведения индивидуальной фотографии рабочего времени
№ п/п |
Что наблюдалось |
Текущее время, ч. мин. |
Продолжительность, мин |
Индекс |
Примечания | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1 |
Пришел на рабочее место |
9 |
00 | |||
2 |
Получает задание |
9 |
04 |
4 |
Тпз | |
3 |
Раскладывает необходимую документацию |
9 |
15 |
11 |
Тобс | |
4 |
Делает записи в ежедневнике, кому из старых клиентов необходимо позвонить |
9 |
27 |
12 |
Тпз | |
5 |
Делает звонки |
10 |
00 |
33 |
Топ | |
6 |
Ведет переговоры о повторной поставке |
10 |
23 |
23 |
Топ | |
7 |
Подготавливает документы для оформления договора |
10 |
54 |
31 |
Топ | |
8 |
Отправляет факс клиенту |
11 |
00 |
6 |
Топ | |
9 |
Разговаривает с кладовщиком |
11 |
15 |
15 |
Топ | |
10 |
Оформляет ТТН |
11 |
30 |
15 |
Топ | |
11 |
Ищет потенциальных клиентов по справочнику «Бизнес Беларуси», делает записи |
12 |
12 |
42 |
Топ | |
12 |
Делает звонки |
13 |
00 |
48 |
Топ | |
13 |
Обеденный перерыв |
14 |
00 |
60 |
Тотд | |
14 |
Отправляет факсом прайс-лист изделий потенциальный клиентам |
14 |
20 |
20 |
Топ | |
15 |
Ищет потенциальных клиентов в сети Интернет |
15 |
30 |
70 |
Топ | |
16 |
Пьет кофе |
15 |
45 |
15 |
Тотд | |
17 |
Отправляет факсом прайс-лист изделий потенциальный клиентам |
16 |
00 |
15 |
Топ | |
18 |
Ксерокопирует сертификаты качества |
16 |
15 |
15 |
Топ | |
19 |
Отвечает на звонок, ведет переговоры с новым клиентом |
16 |
30 |
15 |
Топ | |
20 |
Подготавливает документы для оформления договора |
17 |
00 |
30 |
Топ | |
21 |
Отправляет факсом сертификат качества изделий |
17 |
05 |
5 |
Топ | |
22 |
Разговаривает с кладовщиком |
17 |
22 |
17 |
Топ |