Задание 1
Провести анализ организации труда на своем рабочем месте, выявить положительные и отрицательные факторы, разработать рекомендации по совершенствованию рабочего места и определить условно-годовую эффективность.
– Рабочее место и его специализация.
Рабочее место – это закрепленная за отдельным работником или группой работников часть производственной (рабочей) площади, оснащенную необходимыми технологическим, вспомогательным оборудованием, технологической и организационной оснасткой, предназначенными для выполнения определенной частит производственного (трудового) процесса.
Каждое рабочее место имеет свои специфические особенности, связанные с особенностями организации производственного процесса, многообразием форм конкретного труда.
Существует ряд классификаций рабочих мест.
Рабочее место, закрепленное за одним рабочим, называется индивидуальным; закрепленное за группой (бригадой) рабочих без закрепления за каждым из них индивидуальной рабочей зоны – групповым (бригадным). По степени автоматизации и механизации можно выделить рабочие места ручного труда, механизированные, полуавтоматизированные, автоматизированные и аппаратурные. По типу производства – рабочие места единичные, серийные и массовые. По виду производства – основные и вспомогательные. В зависимости от количества обслуживаемого оборудования различают одностаночные (одноагрегатные) и многостаночные (многоагрегатные) рабочие места. По месту нахождения – в помещении, на открытом воздухе, под землей, на высоте. По количеству смен работы – одно- и многосменные. По месту выполнения работы различают стационарные и передвижные рабочие места.
Также можно ввести и следующую классификацию рабочих мест по специализации: специальные, специализированные и универсальные. В зависимости от специфики производства и от рода деятельности организации могут применяться другие классификационные признаки, на основе которых и составляется характеристика конкретного рабочего места.
Я буду анализировать рабочее место специалиста отдела поставок на фирме СП «Новый профиль», занимающейся производством окон, дверей, витражей.
Мое рабочее место индивидуальное, т.к. за мной закреплена индивидуальная рабочая зона, стационарное, т.к. я сижу на одном рабочем месте; по месту нахождения – в помещении. Я считаю, мое рабочее место универсальное, т. к. таким образом, оборудуют и оснащают практически все рабочие места офисных работников.
– Планировка рабочего места.
Под планировкой рабочего места понимают взаимное (в трехмерном измерении) пространственное расположение на отведенной производственной площади основного и вспомогательного оборудования, технологической и организационной оснастки самого рабочего места (или группы рабочих мест).
Рациональная планировка рабочего места обеспечивает удобную рабочую позу, возможность применения передовых приемов и методов труда, минимальные траектории движений работника и движений предметов труда.
Различают два вида планировки рабочего места: внешняя планировка и внутренняя.
Под внешней планировкой понимают положение данного рабочего места относительно других мест помещения, стен и т.д.
Основные требования внешней планировки:
Обеспечение минимального расстояния перемещений работника в течение рабочего дня.
Экономное использование рабочей площади и удобств на работе.
По санитарным нормам предусмотрено, что на каждого работника должно приходиться не менее 4,5 м2. Помещение, в котором я работаю, имеет размер 20 м2. Всего сотрудников в одном помещении – 5 человек. Таким образом, на одного работника приходится – 4 м2.
Огромное влияние оказывает на рабочий процесс – шум. В этом плане помещение, которое снимает наша фирма, имеет минусы, т. к. здание, в котором расположен офис, находится на оживленной улице с большим потоком машин, а это значит, постоянный шум отрицательно сказывается на работниках.
На утомляемость сотрудников и их работоспособность существенное влияние оказывает освещенность. Используется три вида системы освещения: общее – для освещения всего помещения, местное – для освещения непосредственно рабочей зоны и комбинированное – сочетание общего и местного. Освещение может быть естественным и искусственным. Наиболее благоприятным является естественное.
В нашем офисе большое окно, поэтому максимально используется естественное освещение в светлое время суток. Когда использование естественного освещения не возможно, то применяется комбинированное освещение.
Особую роль можно отвести цветовому оформлению офиса. Как известно, окраска помещения влияет на эмоциональное состояние сотрудников. Могу отметить, что помещение выкрашено в бледно-бежевый цвет (действует успокаивающе, а также светлый цвет стен увеличивает визуально комнату), офисная мебель гармонирует. Помещение в целом хорошо эстетически оформлено.
Расположение сотрудников в офисе очень удачно. По специфике работы, специалист отдела поставок должен иметь непосредственный контакт с главными технологами и бухгалтером, поэтому столы расположены так, чтобы общение происходило без всяких помех и лишних движений.
Оргтехника расположена так, чтобы каждому сотруднику было удобно пользоваться ей. Для экономии помещения был приобретен цифровой аппарат WorkCenter M15, который может использоваться для копирования, печати, сканирования.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что в целом помещение внешне спланировано хорошо. Для уменьшения проникновения в офис шумов необходимо заменить оконные рамы на стеклопакеты. Это увеличит звукоизоляцию, теплоизоляцию, а также улучшит эстетический вид. Можно в этом случае порекомендовать приобрести в офис кондиционер, что позволит бороться с летней жарой и зимней стужей.
Внутренняя планировка рабочего места представляет собой размещение технологической оснастки и инструмента в рабочей зоне, инструментальных шкафах и тумбочках. Она должна обеспечить удобную позу, короткие и малоутомительные движения.
Существуют некоторые правила:
Для каждого предмета должно быть отведено определенное место;
Предметы, которыми пользуются во время работы чаще, должны располагаться ближе к работнику и по возможности на уровне рабочей зоны;
Все, что берется левой рукой, располагается слева, все, что правой, – справа.
Что касается моего рабочего места, то здесь все расположено по принципу «все под рукой». Во-первых, у всех сотрудников офисные кресла на роликовой основе, что позволяет легко без лишних движений взять все, что нужно. С левой стороны на тумбочке расположен телефон-факс, что очень важно для оперативной связи с клиентами. В тумбочке лежат необходимые документы, бланки и разная документация. С правой стороны у меня стоит подставка с канцелярскими принадлежностями, перекидной календарь, лежит калькулятор и ежедневник. Рядом с монитором расположены лотки с документами, которые непосредственно участвуют в трудовом процессе. Над рабочим столом висит полочка, на которой стоит литература, необходимая для налаженного рабочего процесса – это справочник «Бизнес Беларуси», журналы «Оптом и в розницу», каталог «Товары и цены» и др. специальная литература. Полка удобно расположена, я могу достать любую книгу или журнал немного привстав с места. Цифровой аппарат WorkCenter M15 расположен чуть впереди перед моим рабочим столом, поэтому мне не нужно тратить время на то, чтобы идти и забирать информацию, отправленную на печать, достаточно лишь привстать.