2. Оперативность управления должна сочетаться с надежностью функционирования. Это означает, что структура управления должна гарантировать достоверность передачи информации, препятствовать искажению управляющих команд и других передаваемых данных, обеспечивать бесперебойные связи в системе управления.
3. В любой структуре должны соблюдаться ограничения по нормам управляемости.
4. Необходимо создать благоприятные условия для быстрого внедрения достижений науки и передового опыта, четкой работы вспомогательных и обслуживающих подразделений, бесперебойного материально-технического снабжения и реализации продукции, высокого уровня экономической работы.
5. Структура управления должна обеспечивать его экономичность, то есть нужный эффект должен достигаться при минимальных затратах на управленческий аппарат. Критерием в данном случае может служить отношение между затратой ресурсов и полезным результатом.
6. Нужно создать условия для подготовки руководителей и их профессионального роста.
Важнейшее значение при построении аппарата управления имеет правильное соотношение между централизацией и децентрализацией, линейным и функциональным персоналом. Чем выше уровень структуры, тем большую роль играют функциональные службы. Если при управлении бригадой они практически не нужны, то в масштабе предприятия роль функциональных (штабных) органов управления может быть весьма значительной. Ими осуществляется вся техническая подготовка и обоснование вариантов решения вопросов в сфере производства, реализации, финансов. Еще более возрастает роль функциональных органов (службы маркетинга, внешнеэкономических связей, материально-технического снабжения и др.) в региональных и отраслевых органах управления АПК.
Специализация оказывает двойственное влияние на процесс управления; по существу, это не что иное, как концентрация однородных работ. Чем она выше, тем шире возможности специализации функций управления. Наоборот, при недостаточном объеме работ по данной операции возникает проблема недогрузки работника, в связи, с чем ему приходится исполнять несколько, а подчас и множество функций. (14) Работу по совершенствованию структуры управления на предприятии обычно проводят в следующем порядке:
-анализируют факторы, влияющие на организационное устройство и структуру управления предприятием;
-определяют степень соответствия фактических размеров подразделений (бригад, ферм и др.) оптимальным для данной зоны;
-изучают сложившуюся организационную структуру и структуру управления, их соответствие друг другу, а также фактический уровень централизации и децентрализации в управлении производством;
-анализируют сложившиеся линейную и функциональную системы соподчинения;
-изучают характер межотраслевых связей, численность работников управления, ее соответствие нормам нагрузки и фактору управляемости;
-анализируют материалы хронографических наблюдений за работниками аппарата управления, степень их загруженности и характер выполняемых функций;
-изучают фактическое распределение должностных обязанностей, возможность совмещения должностей и профессий, объединения или разделения служб и т.п.;
-изучают возможности образования на предприятиях новых структурных подразделений и служб в связи с изменениями потребностей рынка;
-проектируют схемы организационного устройства предприятия и структуру управления;
-разрабатывают проекты положений о внутрихозяйственных подразделениях и должностных инструкций работников управления;
-рассчитывают показатели экономической эффективности совершенствования организационной структуры хозяйства и структуры управления;
-обсуждают и утверждают проекты перечисленных выше документов;
-разрабатывают систему мероприятий по реализации утвержденных проектов.(13)
Любая рациональная структура управления должна сопровождаться уточнением обязанностей прав и ответственности должностных работников.
Важной мерой по совершенствованию управления остается обеспечение всех отделов, руководителей и специалистов хорошо отработанными положениями о подразделениях (службах) и должностными инструкциями.
Важное место в повышении эффективности производства занимают организационно-экономические факторы и прежде всего развитие и совершенствование рациональных форм организации производства, методов управления.
Понятие эффективности управления во многом с понятием эффективности производственной деятельности организации. Однако управление производством имеет специфические экономические характеристики. В качестве главного критерия результативности управления выступает уровень эффективности управления объекта.
Эффективность управления - это результат функционирования системы и процесса управления в виде взаимодействия управляемой и управляющей систем, то есть интегрированный результат взаимодействия компонентов управления.
На эффективность деятельности менеджера влияет ряд факторов: потенциал сотрудника, его способность выполнять определенную работу; средства производства; социальные аспекты деятельности персонала и коллектива в целом; культура организации.
В качестве критерия эффективности производства и управления используют обобщающие показатели, характеризующие конечные результаты (объем производства, прибыль, рентабельность, время и др.), и частые показатели использования отдельных видов ресурсов (труда, основных фондов, инвестиций).(8)
Эффективность управленческой деятельности применительно к субъекту управления может характеризоваться количественными (экономический эффект) и качественными (социальная эффективность) показателями.
Особо важное значение имеют качественные показатели (социальная эффективность); повышение научно-технического уровня управления; уровень интеграции процессов управления; рост квалификации менеджеров; возрастание уровня обоснованности принимаемых решений; формирование организационной культуры; управляемость системы; удовлетворенность трудом; завоевание общественного доверия; усиление социальной ответственности предприятия; экологические последствия.
Если в результате рационализации управления удается достичь высокого уровня указанных выше показателей, происходит положительный сдвиг в организации системы управления и достигается экономический эффект.(10). Затраты на персонал надо рассматривать всегда как инвестиции. Поэтому важно сразу определить, какую отдачу вы хотите получить от того или иного человека, того или иного мероприятия. Отдачу не всегда возможно оценивать по финансовым показателям, поэтому руководителю необходимо иметь модель относительно того, какие параметры человеческого капитана важны для его организации. (19)
Таблица 12 Расчет затрат на ввод новой должности на предприятии - маркетолога
Показатели |
Затраты, руб. |
1. Заработная плата |
4500 |
2. Компьютерный стол, оргтехника |
5500 |
3. Компьютер |
25000 |
4.Затраты на рекламу продукции |
2500 |
5.Поиск более выгодных каналов реализации (по каталогу предприятий, закупающих с/х продукцию) |
1000 |
Итого |
38500 |