Новый формат сотрудничества банков и других кредитных организаций с фирмами выражается прежде всего в работе государственных органов по разработке и принятию ряда нормативно-правовых актов, представляющих собой меры антикризисного регулирования российской экономики в связи с развивающимся мировым экономическим кризисом. Наиболее плодотворно антикризисное законодательство развивалось в области банковского права, поскольку экономический кризис в первую очередь ассоциируется именно с банковскими учреждениями и связанными с ними общественными отношениями в сфере банковского права.
С конца 2008 года по март 2009 принято 9 федеральных законов, регулирующих отношения в сфере банков, которых можно отнести к антикризисным, а также большой объем подзаконных НПА.
Можно выделить следующие основные направления антикризисного нормотворчества на уровне федеральных законов и подзаконных актов:
Усиление контроля за кредитными организациями со стороны Банка России. Одним из наиболее значимых актов на федеральном уровне, относящихся к данной группе, стал Федеральных Закон No28-ФЗ от 28 февраля 2009 года «О внесении изменений в Федеральный Закон «О банках и банковской деятельности». Закон, прежде всего, устанавливает новые требования к уставному капиталу вновь создающихся кредитных организаций.
Изменение порядка реорганизации кредитных организаций. Здесь в первую очередь необходимо отметить Федеральный закон от 30.12.2008 No315-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный Закон «О банках и банковской деятельности» и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации». К другим актам, помимо Закона «О банках и банковской деятельности», относятся Гражданский кодекс, Закон «Об акционерных обществах», Закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» и Закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Регулирование страхования вкладов, возмещения по ним и Агентства по страхованию вкладов. В соответствии с федеральным законом от 27.10.2008 No215-ФЗ «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года» при наличии признаков неустойчивого финансового положения банков, выявления ситуаций, угрожающих стабильности банковской системы и законным интересам вкладчиков и кредиторов банка, Банк России и государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов» вправе осуществлять меры по предупреждению банкротства банков, являющихся участниками системы по страхованию вкладов (ССВ).
Акты, связанные с кредитной политикой по отношению к кредитным организациям. Федеральный закон от 13.10.2008 No171-ФЗ «О внесении изменений в статью 46 Федерального закона «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» касается льготного кредитования кредитных организации со стороны ЦБ.
НПА, устанавливающие размеры процентных ставок. 9 февраля 2009 года повышена ставка по кредитам банкам, обеспеченным активами и поручительствами – до 12-13% годовых (ранее 11-12%). В очередной раз повышены также: ставка рефинансирования: до 13% (до этого 12%, до 12.11 – 11%); ставка по кредитам «овернайт» до 13% (ранее 12%); ставка по ломбардным кредитам ЦБ до 13% (ранее 11%).
Снижение обязательных нормативов. Указанием ЦБ (No2170-У от 19.01.2009 Банком России принято решение об увеличении нормативов обязательных резервов по каждой категории резервируемых обязательств с 0,5 процентов до 1,5 процентов не с 1 февраля 2009 года, как это было установлено ранее, а с 1 мая 2009 года. Повышение нормативов обязательных резервов до 2,5 процентов перенесено с 1 марта 2009 года на 1 июня 2009 года.
Иные НПА. К таким актам можно отнести, во-первых, Указание ЦБ РФ от 16.12.2008, внесшее изменения в Положение «О методике определения собственных средств (капитала) кредитных организаций».
Организационные формы трудовой деятельности в современном обществе таковы, что работники занимают рабочие места в рамках конкретных организаций. Это обусловливает выделение из рынка труда (как правило, регионального) субрынков – рынков труда конкретных организаций (внутренних рынков труда). При этом внутренний рынок труда тесно связан с внешним по отношению к нему – с региональным рынком труда.
Организация выступает на региональном рынке труда в двух ролях: во-первых, как покупатель рабочей силы, поскольку именно организация, располагая рабочими местами, определяет спрос на рабочую силу. Кроме того, в организации, где происходит процесс непосредственного потребления рабочей силы, реализуется рыночный механизм в части обеспечения соответствия цены рабочей силы и стоимости затрат на ее воспроизводство. Во-вторых, организация выступает в качестве поставщика на региональный рынок труда излишней рабочей силы или рабочей силы, несоответствующей по своим качественным характеристикам требованиям производства.
Внутренний рынок труда обеспечивает уже занятым в производстве работникам определенную степень защиты от прямой конкуренции на внешнем рынке труда. Однако на внутреннем рынке труда проявляется присущая ему конкуренция между работниками в должностном продвижении, получении более выгодных работ, занятии освободившихся вакансий.
Основными функциями внутреннего рынка труда являются:
обеспечение сбалансированности спроса и предложения труда внутри организации;
корректировка профессионально-квалификационных характеристик работников в соответствии с постоянно изменяющимися требованиями технологии;
организации производства; социальная защита работников организации и обеспечение гарантий занятости.
В то же время у внутренних рынков труда есть свои проблемы и недостатки.
Преимущества и недостатки внутренних рынков труда для работников и работодателей.
Для работников
Преимущества |
Недостатки |
Гарантии стабильной занятости |
Заработная плата определяется в большей степени характеристиками рабочего места, чем работника |
Ограничение конкуренции по заработной плате и карьерному росту по сравнению с внешним рынком |
Конкуренция в малой группе может быть очень острой |
«Социальный пакет» — незарплатные блага, получаемые работником от фирмы |
Снижение мотивации к труду, стимулов для повышения квалификации и самосовершенствования |
Фирма охотнее инвестирует в обучение и повышение квалификации работника |
Искусственное ограничение и постепенное снижение мобильности работника |
Для работодателей
Знание работником особенностей данного предприятия (технологии и людей) |
При недостаточно гибком анализе внешнего рынка — потери на разнице в оплате труда |
Минимизация специфических рисков найма персонала |
При определенных условиях высокие затраты на повышение квалификации |
Экономия средств на найме и обучении новичков |
Консервативность, недостаточная гибкость и мотивация персонала |
Осуществление затрат на повышение квалификации в соответствии с реальными потребностями фирмы |
Потери времени ценных работников в процессе наставничества |
Возможность более быстрого заполнения вакансий |
Слишком тесные взаимоотношения среди коллег |
Возможность добиваться более высокой производительности труда |
Возможный конфликт интересов обучающих и обучаемых |