4) конкуренция на рынках сбыта – этот отдел бизнес-плана должен быть посвящен анализу рыночной ниши, рыночной стратегии и тактики, характеристике возможных конкурентов.
5) план маркетинга – здесь целесообразно изложить основное: какая стратегия маркетинга принята на предприятии, как будет продаваться товар – через собственные фирменные магазины или через оптовые торговые организации; как будут определяться цены на товары и каков ожидаемый уровень прибыльности на вложенные средства; как предполагается добиваться постоянного роста продаж – за счет расширения рынка сбыта или за счет поиска новых форм привлечения покупателей и т.д.
6) план производства – этот раздел разрабатыва6ется только теми предпринимателями, которые намерены заняться производственной деятельностью. Главная задача – доказать потенциальным партнерам, что вы в состоянии реально производить нужное количество товаров в заданные сроки и с требуемыми качественными характеристиками. Следовательно, основной целью производственного плана являются предоставление информации по обеспечению производственной стороны выпуска продукции и разработка мер по поддержанию и развитию производства.
7) организационный план – в данном разделе должна быть рассмотрена организационная схема, показывающая связи и разделение ответственности в ее рамках. Важно подробно объяснить, как будет проводиться набор сотрудников, их подготовка и оплата труда. Целесообразно кратко изложить вопрос о технических средствах управления и обработки экономической информации, необходимой для управления организацией.
8) риски в деятельности – в этом разделе необходимо изложить вопросы о возникновении предполагаемых рисков, внешние и внутренние факторы их возникновения, последствия рисков и рассмотреть пути (методы) их предупреждения и минимизации.
9) финансовый план – данный раздел является заключительным и представляет собой обобщающий результат деятельности предприятия. Данный план состоит из следующих подразделов: 1) прогноз объемов реализации; 2) план поступлений и выплат; 3) план доходов и расходов; 4) сводный баланс активов и пассивов предприятия; 5) расчет точки безубыточности; 6) стратегия финансирования.
10) приложения – нужны для большей детализации отдельных разделов бизнес-плана. Их количество и состав определяются в зависимости от поставленной цели, предмета бизнеса и других факторов.
Бизнес-планирование представляет собой часть более емкого понятия, которое называется консалтингом - это вид специализированных услуг, которые предоставляются компаниям, желающим оптимизировать свой бизнес (или виды бизнеса). Консалтинг представляет собой финансовый анализ всех бизнес-процессов, которые совершает фирма, а также услуги консалтинга – это четкое обоснование имеющихся перспектив развития деятельности компании. К видам услуг консалтинга относятся различные направления предоставляемых услуг: экономический консалтинг, инвестиционный консалтинг либо решение проблем стратегического планирования или финансового анализа. Консалтинг часто называют скорой помощью для частного бизнеса.
Начало любого законного бизнеса (предпринимательской деятельности) происходит с процедуры регистрации предприятия.
Регистрация предприятий в РФ осуществляется в соответствии со:
статьей 51 Гражданского Кодекса РФ.
Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц" №129
ФЗ от 8 августа 2001 г.
Государственная регистрация предприятия осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации". На этот орган возложена обязанность по ведению государственного реестра, содержащего сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц. С 1 июля 2002 года таким органом является Инспекция федеральной налоговой службы (ИФНС).
Собственно процедуру регистрации предприятий можно разделить на несколько этапов:
Первым этапом регистрации предприятий является подготовка их документов к регистрации. Подготовка подобных документов высокого качества требует от их составителя значительных правовых знаний, знакомства с современным и актуальным состоянием законодательства, которое регулирует вопросы регистрации, образования и деятельности предприятий с самыми различными уставными задачами и целями. Также при составлении документов для регистрации предприятий указанные в них сведения должны полностью отвечать требованиям достоверности.
Вторым этапом регистрации предприятий является собственно передача документов на регистрацию в налоговый орган лично учредителем или по почте заказным письмом с описью вложения и объявленной ценностью.
На третьем этапе регистрации предприятия получают не только свидетельства о регистрации своих предприятий, но и выписки из различных реестров. При регистрации предприятий в соответствии с принципом единого окна сведения о предприятиях - вновь образованных юридических лицах вносятся в единый реестр юридических лиц, сведения статистической службы, данные внебюджетных фондов и пенсионного фонда.
Получение всех необходимых справок и свидетельств для учредителей предприятий означает, что процедура регистрации предприятий успешно завершена.
Если же после регистрации окажется, что в документах предприятий были указаны неверные сведения, регистрация таких предприятий может быть аннулирована. Другие ошибки, допущенные при регистрации предприятий, также достаточно опасны и могут повлечь серьезные хозяйственные, экономические, юридические последствия для предприятий во время их деятельности уже после регистрации.
Широко распространено понятие о жизненном цикле организаций как о предсказуемых их изменениях с определенной последовательностью состояний в течение времени. Применяя понятие жизненного цикла, можно видеть: существуют отчетливые этапы, через которые проходят организации, и переходы от одного этапа к другому являются предсказуемыми, а не случайными.
Один из вариантов деления жизненного цикла организации на соответствующие временные отрезки предусматривает следующие этапы:
Этап предпринимательства. Организация находится в стадии становления. Цели являются еще нечеткими, творческий процесс протекает свободно, продвижение к следующему этапу требует стабильного обеспечения ресурсами.
Этап коллективности. Развиваются инновационные процессы предыдущего этапа, формируется миссия организации. Коммуникации и структура в рамках организации остаются в сущности неформальными.
Этап формализации и управления. Структура организации стабилизируется, вводятся правила, определяются процедуры. Упор делается на эффективность инноваций и стабильность. Органы по выработке и принятию решений становятся ведущими компонентами организации. Возрастает роль высшего руководящего звена организации, процесс принятия решений становится более взвешенным, консервативным. Роли уточнены таким образом, что выбытие тех или иных членов организации не вызывает серьезной опасности.