3. Вахтовых автомобилей;
4. Автоцистерн;
5. Полуприцепов–цистерн и прицепов–цистерн;
6. Грузовых прицепов и полуприцепов;
7. Запасных частей;
8. Сельскохозяйственной техники;
9. Товары народного потребления.
Приоритетные направления деятельности и положение Общества в отрасли.
Рыночные цели:
- удержание лидирующих позиций на рынке спецнадстроек на шасси КАМАЗ;
- удержание среди российских производителей лидирующих позиций на рынке емкостно-наливной техники с долей не менее 50 %;
- сохранение второго места среди российских производителей автобусов большого класса.
Продажи и рыночные позиции
Российское грузовое автомобилестроение не знает спадов производства уже с 2002 года. В последние два года темпы роста находятся на уровне 15-20%. Положительная конъюнктура рынка грузовой техники, обусловленная общим подъемом экономики страны, ростом грузооборота, покупательской способности, государственного заказа способствовала подъему производства грузовых автомобилей в 2007 году до 287,9 тысячи единиц или на 15,7% по сравнению с 2006 годом.
ОАО "НЕФАЗ" производит около 90% самосвальных установок на шасси КАМАЗ. В 2007г. заводом отгружено 19 460 единиц самосвальных установок или на 18,5 % больше, чем в 2006 году.
Прицепная и полуприцепная техника
Тенденция роста объемов продаж прицепной и полуприцепной техники сохранилась, предприятие улучшило результаты, укрепив свое присутствие на рынке по сравнению с предыдущим годом (в 2006 году было реализовано 5 004 единиц, доля на рынке 9,9%). Производителями прицепной техники на территории РФ было реализовано 59 086 единиц, из них 7 655 единиц - марки "НЕФАЗ", доля на рынке -13 %.
Рис. 1. Структура рынка транспортной прицепной и полуприцепной техники в 2007г.
Емкостно-наливная техника
На рынке прицепной техники, предназначенной для транспортировки нефтепродуктов, на территории Российской Федерации в 2007г. было реализовано 2 408 единиц, из которых 1196 ед. произведено Нефтекамским автозаводом.
Рис. 2. Структура рынка прицепной емкостно-наливной техники в 2007г.
Автобусы
Выпуск пассажирских автобусов в России в 2007 г. превысил 88 тысяч единиц и увеличился по сравнению с 2006 годом на 8,6%, что выше темпа среднемирового роста производства (6,8%). На территории РФ реализовано 9 446 автобусов большого класса, из них 1 227 единиц производства ОAО "НефАЗ".
Рис. 3. Структура рынка автобусов в 2007г.
В структуре реализации продукции ОАО "НефАЗ" в 2007 году значительную долю занимают самосвальные установки -32 %, на втором месте пассажирские автобусы - 28,6%. На долю полуприцепов-цистерн приходится 6,3%, полуприцепов и прицепов транспортных соответственно -12,2% и 11%. Оставшуюся долю занимают корпуса цистерн и автоцистерны, вахтовые салоны, запасные части и прочая продукция.
Рис. 4. Структура реализации продукции в 2007г.
В 2007 году в сравнении с 2006 годом увеличилось производство и реализация:
- самосвальных установок на 18,6 %;
- полуприцепов транспортных на 71,8%;
- прицепов транспортных на 40,2%;
- корпусов цистерн на 36,5 %;
- вахтовых салонов на 4 %.
Таблица 4 Рыночные позиции ОАО "НефАЗ" за 2007 год среди заводов-производителей РФ, %
Автобусы |
Автосамосвалы |
Вахтовые автобусы |
Автоцистерны |
Прицепная техника | ||
Бортовая |
Наливная | |||||
ОАО "НефАЗ" |
24,6 |
57,7 |
37 |
45 |
28,8 |
61,7 |
Прочие |
75,4 |
42,3 |
63 |
55 |
71,2 |
38,3 |
В зависимости от участия в производственном процессе весь персонал предприятия делится на две категории: промышленно-производственный персонал (ППП) и непромышленный.
К промышленно-производственному персоналу относятся работники, которые непосредственно связаны с производством и его обслуживанием.
К непромышленному персоналу относятся работники, которые непосредственно не связаны с производством и его обслуживанием. В основном это работники жилищно-коммунального хозяйства, детских и врачебно-санитарных учреждений, принадлежащих предприятию.
В свою очередь, промышленно-производственный персонал в зависимости от выполняемых им функций классифицируется на следующие категории:
- рабочие;
- руководители;
- специалисты;
- служащие.
К рабочим относятся работники предприятия, непосредственно занятые созданием материальных ценностей или оказанием производственных и транспортных услуг. Рабочие, в свою очередь, подразделяются на основных и вспомогательных. К основным относятся рабочие, которые непосредственно связаны с производством продукции, к вспомогательным – обслуживанием производства. Это деление чисто условное, и на практике иногда их трудно разграничить.
К специалистам на предприятии относятся: бухгалтеры, экономисты, техники, механики, психологи, социологи, художники, товароведы, технологи и др.
К служащим на предприятии относятся: агенты по снабжению, машинистки, секретари-машинистки, кассиры, делопроизводители, табельщики, экспедиторы и др.
Кроме общепринятой классификации ППП по категориям существуют классификации и внутри каждой категории. Например, руководителей на производстве в зависимости от возглавляемых ими коллективов принято подразделять на линейных и функциональных. К линейным относятся руководители, возглавляющие коллективы производственных подразделений, предприятий, объединений, отраслей, и их заместители; к функциональным - руководители, возглавляющие коллективы функциональных служб (отделов, управлений), и их заместители.
По уровню, занимаемому в общей системе управления народным хозяйством, все руководители подразделяются на: руководителей низового звена, среднего и высшего звена.
К руководителям низового звена принято относить мастеров, старших мастеров, прорабов, начальников небольших цехов, а также руководителей подразделений внутри функциональных отделов и служб.
Руководителями среднего звена считаются директора предприятий, генеральные директора всевозможных объединений и их заместители, начальники крупных цехов.