Сравнение американской и японской моделей менеджмента представлены в таблице 2. [5]
Таблица 2 Сравнение японской и американской модели менеджмента
Япония |
США |
Целью является работа в группе |
Работа в группе является средством |
Работа - способ жизни |
Работа – это путь к рационализации |
На работе естественное поведение |
На работе реализуемое поведение |
В основе всего привычка |
В основе всего сознательность |
Главным является эффективность |
Главным является производительность |
Усилия направлены на улучшения качества и/или способ делать лучше |
Усилия направлены на поиск способа делать дешевле |
Сопоставление японской и американской моделей менеджмента показывает, что нельзя переносить одну модель менеджмента в экономику другой страны без учета ее специфических условий и, прежде всего, психологических и социально-культурных факторов. Рассмотренные модели менеджмента находятся в развитии. В современном мире расширяется интернационализация среды и объектов менеджмента, создается взаимосвязанная система мирохозяйственных связей и взаимопроникновение культур. В этих условиях формируется среда деятельности предприятий, что требует от менеджеров все более высокого профессионального уровня и глубоких знаний о национальных моделях управления.
Для японской модели управления свойственна более низкая степень специализации, чем в американской. Для американской модели более характерным является высокая специализации и жесткое разграничение обязанностей, для японской модели характерна направленность на развитие способности каждой группы рабочих самостоятельно решать их локальные проблемы. Японские фирмы характеризуются отсутствием служб контроля и распределения потока материалов между цехами, в то время как в американских компаниях этому уделяется большое внимание.
Японские рабочие ориентируются на длительные взаимоотношения с компанией, в то время, как американские рабочие являются более мобильными и часто меняют работу. Управленческий аппарат в японских компаниях меньше в два раза аналогичного американского, чем, в частности, объясняют большую производительность американских фирм.
Процесс принятия решений в японских фирмах осуществляется обычно на уровне групп рабочих, в то время как американские компании ориентируются в данном случае на менеджеров.
Сравнив несколько моделей менеджмента, мы можем сделать вывод, что каждая из них ориентируется на национальный характер сотрудников. Однако практика показывает, что позаимствовав некоторые положения американского менеджмента, Япония сумела их переделать под свои потребности, аналогичный процесс сейчас происходит в Америке.
Weatherford International Company – американская компания, была основана в 1966 году. Специализируется на разведке местности и добычи нефти и газа, переработке углеводородов с получением широкого спектра товарной нефтегазохимической продукции.
Штаб-квартира компании расположена в городе Ирвинг, пригород Далласа, штат Техас. Председатель совета директоров и главный управляющий — Рекс В. Тиллерсон.
В 2007 году заняла 20-е место в списке крупнейших публичных американских компаний Fortune 1000 и в списке мировых корпораций Fortune Global 500 (списки составлялись по размеру выручки 2006 года). Ей принадлежит ряд нефтеперерабатывающих предприятий, а также обширная сеть АЗС.
Компания ведёт добычу нефти в различных регионах мира, включая США, Канаду, Ближний Восток, Азербайджан и др. Имеет долю в 45 НПЗ в 25 странах, располагает сетью АЗС более чем в 100 странах. Доказанные запасы — 22,4 млрд баррелей нефтяного эквивалента.
В соответствии с целью создания, компания осуществляет следующие основные виды деятельности:
- добыча нефти и газа и продуктов, сопутствующих при разработке месторождений;
- проведение геолого-геофизических работ на лицензионных участках с целью выявления объектов, месторождений углеводородного сырья;
- эксплуатация, разработка нефтяных и газовых месторождений;
- обустройство нефтяных и газовых месторождений;
- проведение буровых и ремонтных работ на скважинах;
- внешнеэкономическая деятельность.
Наглядно финансово – экономическая деятельность компании Weatherford представлена в таблице 3.
Таблица 3. Основные показатели деятельности компании Weatherford
Показатели |
Года |
Отклонение | |||
2009 |
2010 |
2011 |
2010 / 2009 |
2011 / 2010 | |
1.Выручка от реализации (тыс у.е.) 2.Себестоимость товаров (тыс у.е.) 3. Прибыль (тыс у.е.) 4. Производ. труда (тыс. у.е.) 5. Трудовая ед. прод.(ч) 6. Рентабельность (%) 7. Оборотные активы (деньги+ресурсы) (тыс у.е.) 8. Списочная численность работников (ч) 9. Кол-во уволенных (ч) по причине: - связанные с семейно-бытовыми обстоятельствами; - связанные с неудовлетворенностью условиями труда и быта; - связанные с нарушениями трудовой дисциплины. 10. Кол-во принятых (ч) 11. Коэфф-т оборота кадров по выбытию 12. Коэфф-т оборота кадров по прибытию 13.Коэфф-т текучести кадров 14. Уровень профессионализма (%) 15. Заработная плата (ФОТ) (у.е.) 16. Фонд рабочего времени(ч/д) |
200 92 100 300 - 27 250 30 7 1 4 2 10 17,9 16,3 0,23 90 35000 10950 |
190 95 98 256 - 20 230 33 9 2 5 2 12 18,4 17,1 0,27 70 33000 10700 |
175 98 99 244 - 18,7 210 36 9 1 6 2 8 19,0 17,6 0,29 50 30000 10400 |
↓10 ↑3 ↓2 ↓44 - ↓7 ↓20 ↑3 ↑2 ↑1 ↑1 0 ↑2 ↑0,5 ↑0,8 ↑0,04 ↓20 ↓2000 ↓250 |
↓15 ↑3 ↓1 ↓12 - ↓1,3 ↓20 ↑3 0 ↑1 ↑1 0 ↓4 ↑0,6 ↑0,5 ↑0,02 ↓20 ↓3000 ↓300 |