Введение
Вместе с развитием рыночной экономики в России усиливается и конкуренция как основной механизм регулирования хозяйственного процесса. Конкурентоспособность любому предприятию может обеспечить только рациональное управление движением финансовых ресурсов и капитала, находящегося в его распоряжении. Любые ресурсы ограничены, и добиться максимального эффекта можно не только за счет регулирования их объема, но, прежде всего, путем оптимального соотнесения различных видов ресурсов. Функция планирования предполагает формулирование целей и выбор путей их достижения на основании разграничения обязанностей в рамках организационных структур управления. К функции планирования обычно относят и распределение ограниченного объема ресурсов во временном аспекте исходя из приоритетов и целей развития.
Функция организации предполагает необходимость структурирования объектов управления для разграничения полномочий, определения и прав и обязанностей, функциональных разделений. С этой функцией связан процесс департаментализации, организационного построения внутренний системы управления и контроля. Планирование на предприятии обеспечивает взаимоувязку показателей его развития и поэтому является сложным, трудоемким процессом, затрагивающим практически все службы и подразделения. Предприятие, имеющее большую просроченную кредиторскую задолженность, финансовое положение которого близко к критическому, при разработке финансового плана должно ориентироваться на обоснование антикризисных мероприятий, для избежания банкротства. Организация, получающая стабильные доход, финансово устойчивая может при разработке финансового плана поставить цель увеличения рентабельности продаж и производства в целом.
Целью планирования является обеспечить оптимальные возможности для эффективности хозяйственной деятельности, прибыльности, конкурентоспособности, а также эффективное управление финансовыми ресурсами. Организация планирования – это разработка проектов финансовых и кредитных планов со всеми необходимыми расчетами, определение потребности в собственном оборотном капитале, выявление дополнительных источников финансирования, составление планов реализации и сбыта, расчет показателей рентабельности.
Чтобы добиться оптимального функционирования, предприятие должно выбрать хорошую стратегию, которая, в свою очередь, должна строиться на сильных позициях и использовании возможностей. Для выбора стратегий применяются различные модели. Одной из главных стратегических задач предприятия является проблема выбора сфер бизнеса, в которых оно намерено осуществлять свою деятельность. Это связано с обеспечением равновесия между краткосрочной и долгосрочной прибыльностью.
Актуальность выбранной темы не вызывает сомнений, поэтому цель данной курсовой работы – раскрыть содержание, принципиальные особенности и сферы применения основных моделей стратегического выбора на примере предприятия СПК «Столбовский», проанализировав основные показатели его производственно-экономической деятельности, а также процесс финансового планирования и качество принимаемых управленческих решений. Задачи исследования:
- SWOT-АНАЛИЗ предприятия;
- описание структурной схемы управления предприятием и характеристика внешней среды, в которой функционирует предприятие;
- анализ основных экономических и производственных показателей деятельности предприятия;
- анализ процесса стратегического управления предприятием;
При написании работы использовались учебные пособия и учебники по стратегическому менеджменту, финансовому менеджменту, теории организации, монографии и научные статьи в периодических изданиях, а также нормативно-правовые акты РФ.
1. Теоретические основы стратегического планирования в организации
Управлять значит предвидеть, прогнозировать, поэтому планирование является важнейшей функцией предприятия. Планирование позволяет установить правильные пропорции между отраслями, способствует рациональному использованию материальных и трудовых ресурсов. Результаты планирования служат основой для принятия грамотных управленческих решений. Существуют следующие принципы планирования:
- Наивысшая эффективность общественного производства;
- Научное обоснованность плана;
- Пропорциональность и непрерывность;
- Единство составления, проверки и организации выполнения.
Финансовое планирование обеспечивает взаимоувязку показателей развития предприятия и поэтому является сложным, трудоемким процессом, затрагивающим практически все службы и подразделения [11, С.126]. Основные задачи финансового планирования по мнению Н.Ф.Самсонова:
- обеспечение источниками финансирования основной деятельности предприятия (поддержание нормального уровня запасов сырья, материалов, готовой продукции, финансирование прироста оборотных средств, воспроизводства основных производственных фондов и т.д.);
- своевременное и в полном объеме выполнение обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами;
- обоснование эффективного вложения временно свободных денежных средств, поддержание остатка денежных средств на достаточном уровне;
- выявление резервов роста доходов предприятия;
- оптимизация использования прибыли;
- определение дивидендной политики;
- обоснование размера и условий привлечения внешних источников для финансирования инвестиционной деятельности предприятия;
- поддержание платежеспособности предприятия, обеспечение его финансовой устойчивости [7, С.220].
Основными этапами финансового планирования являются:
1. Анализ финансовой ситуации и проблем;
2. Прогнозирование будущих финансовых условий;
3. Постановка финансовых задач;
4. Выбор оптимального варианта решения финансовых задач;
5. Составление финансового плана;
6. Корректировка и увязка финансового плана с другими разделами;
7. Выполнение финансового плана;
8. Контроль и анализ выполнения финансового плана.
По мнению Н.Ф.Самсонова цель финансового планирования предприятия конкретизируется в зависимости от длительности планируемого периода, результатов анализа его финансового состояния на момент разработки финансового плана, динамики основных финансовых показателей в ретроспективе, результатов маркетинговых исследований, а также внешних условий (таких, как уровень инфляции, ставка рефинансирования Банка России, курс рубля по отношению к твердым валютам, стабильность правового поля). Вместе с тем система целей планирования любого предприятия должна быть ориентирована на увязку доходов и расходов, а также обеспечение платежеспособности в краткосрочном периоде и (или) поддержание финансовой устойчивости в долгосрочном периоде [7, С.380].
Горизонт финансового планирования - это период времени, в пределах которого можно дать с приемлемой точностью оценку финансовых показателей стратегии развития предприятия с учетом влияния основных факторов внешней среды. Стратегия развития предприятия, ориентированная на реконструкцию производства, внедрение новой технологии, расширение производства в связи с выходом на новые рынки, как правило, определяет горизонт финансового планирования от трех до пяти лет. При этом нужно учитывать стабильность экономики в целом, предсказуемость политического развития отраслевые, региональные и иные значимые факторы внешней среды. В пределах горизонта планирования финансовые планы, по мнению Н.Ф.Самсонова делятся на: