В ближайшие годы на фоне общего объема увеличения объемов строительства и роста спроса на кирпич структура потребителей кирпича существенно меняться не будет.
Основная часть производителей специализируется на производстве строительного кирпича, за исключением ЗАО «ХХХ», у которого в структуре ассортимента есть лицевой кирпич и поризованный камень. С точки зрения соответствия тенденциям рынка и будущей структуре спроса на кирпич ЗАО «ХХХ» имеет наиболее адекватный ассортимент.
Опираясь на данные анализа конкурентов, можно утверждать, что основную конкуренцию на сегодняшний день на рынке составляет «ХХХ», как с точки зрения текущих позиций, так и с точки зрения прогнозирования будущей структуры спроса и, соответственно, требований по развитию ассортимента ЗАО «СМК».
С точки зрения развития, можно отметить слабые рыночные перспективы у ОАО «УУУ». Смена собственников, постоянные проблемы с оборудованием, низкое качество продукции, небольшой объем выпуска уже привели к его остановке.
Такие производители как «ААА» и «ННН» при попытке увеличить выпуск могут столкнуться с ситуацией избытка строительного кирпича на рынке на фоне сокращения спроса на данный материал.
Конкуренцию по сегменту строительного кирпича можно охарактеризовать как высокую, в особенности на фоне сокращения объемов. Текущая конкуренция в сегменте лицевого кирпича невысокая.
Текущее положение
На сегодняшний день позиции ЗАО «СМК» на кирпичном рынке следующие:
Доля на рынке потребления – 53%.
Доля на рынке строительного пустотелого кирпича – 69%.
Доля на рынке строительного полнотелого кирпича – 72%.
Доля на рынке лицевого кирпича – 44%.
Доля на рынке поризованной керамики – 16%.
Основной ассортимент – строительный кирпич.
Позиции после запуска нового производства
Планируемые показатели ЗАО «СМК» на кирпичном рынке к 2016 году:
Средняя доля на рынке потребления – не ниже 60%.
Основной ассортимент – лицевой кирпич и поризованный камень.
Конкурентная стратегия
В основе конкурентной стратегии будет лежать стратегия лидерства по качеству продукции.
В основе конкурентной стратегии нового завода будет лежать самое высокое в России качество выпускаемой продукции, что является устойчивым преимуществом на длительном отрезке времени.
Следующими по важности преимуществами является самый широкий ассортимент цветного кирпича, включая полноокрашенный.
Стратегия маркетинга
Предполагается, что позиционироваться новое производство будет как самое высокотехнологичное и современное, предлагающее кирпич самого высокого качества в России.
Ассортиментная политика
В основе ассортиментной политики будет лежать производственная возможность производить самый высококачественный кирпич. Также немаловажным является возможность производить цветной кирпич различных оттенков. Соответственно в предлагаемом ассортименте будет преобладать наиболее рентабельный вид продукции – цветной кирпич.
Ценовая политика
С учетом высокого качества выпускаемого кирпича цена на изделия нового завода будет на 5% выше, чем на существующую аналогичную продукцию.
Политика продвижения
С учетом ограниченного круга ключевых потребителей – строительных компаний и важного звена участников строительного процесса – проектных организаций, в качестве основного метода продвижения необходимо использовать прямую рекламу на интересующие целевые группы. Для этого можно использовать:
семинары, посвященные продукции нового завода;
рассылки рекламных материалов о новом заводе и рекламно-технической документации по продукции завода;
подготовка рекламно-информационных статей, посвященных продукции нового завода в специальных строительных изданиях местного и российского значения.
При этом немаловажным фактором будет являться создание образа компании, соответствующего принятому позиционированию, для чего эффективно использовать средства PR – создания необходимого общественного мнения. Из них могут быть эффективными:
проведение пресс-конференций, посвященных закладке нового завода;
проведение официальных мероприятий («обрезание лент») с пресс-конференцией, посвященной вводу в действие нового завода;
подготовка серии информационных статей, посвященных новому заводу;
подготовка рекламно-информационных статей в общественно-политических изданиях города, посвященных продукции нового завода.
Данный комплекс мероприятий по продвижению позволит также сформировать необходимое общественное мнение потенциальных частных потребителей.
Управление сбытом будет осуществляться через ранее созданную единую службу сбыта.
Предполагается, что в первый год запуска оборудования (2005 г.) новый завод сможет выпустить 100 000 шт. лицевого кирпича красного, 45 000 шт. – лицевого кирпича белого, 40 000 шт. лицевого кирпича цветного.
Капитальные вложения
Основные суммы капитальных вложений связаны с приобретением оборудования и строительно-монтажными работами (Приложение 2).
Финансирование текущей деятельности
Финансирование текущей деятельности складывается из трех основных групп расходов:
постоянных затрат на производство продукции
переменных затрат на производство продукции
выплат по кредиту.
Движение денежных средств
Всю сумму притока денежных средств составляет выручка от реализации продукции.
Для упрощения расчетов предполагается, что вся выручка от реализации поступает в отчетном периоде без отсрочек.
В план движения денежных средств включаются основные разделы затрат по текущей деятельности и капитальным вложениям плюс налог на прибыль.
Для упрощения расчетов в настоящем бизнес-плане все расходы, включая налоги, оплачиваются в отчетный период, без отсрочки, за исключением сумм капитальных вложений (Приложение 4).
Расчет кредита
Для упрощения расчетов выплата процентов производится в текущем году за текущий период.
Начисление и выплата процентов ежегодно.
Схема выплат основной суммы долга – с 2006 г. по 2016 г. включительно с учетом имеющихся средств в распоряжении.
Ставка кредита – 20% в г. в руб.
Планируемая дата получения кредита 1 квартал 2006 г., соответственно начисление процентов производится за весь 2006 г.
Анализ прибыли по видам продукции
Рентабельность производства лицевого кирпича красного составляет 33%, лицевого кирпича белого – 28%, лицевого кирпича цветного – 35%.
При этом запланированные объёмы продаж по каждому виду продукции превышают соответствующие безубыточные объёмы продаж.
Чистый приток денежных средств (NPV)
В качестве ставки дисконтирования предлагается использовать показатель ставки процента по кредиту в 20%.
Чистый приведенный поток нового завода за период 2006–20016 гг. включительно, при ставке дисконтирования 20% составляет 14 840 руб., что говорит о высокой устойчивости показателей деятельности. Следует учитывать, что проект считается эффективным при показателе чистого приведенного потока равном нулю.