ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования. На протяжении всей жизни человеческого общества были те, кто руководит и те, кем руководят. Но люди до начала 20 века мало придавали значения самому понятию управление. Руководители (приказчики, распорядители и другие) управляли, опираясь на интуицию. В то время не задумывались над этим серьезно. С начала 20 века управление начинает выделяться в самостоятельную науку и продолжает развиваться в настоящее время. На протяжении развития этой науки основное внимание уделялось тому, как руководитель должен руководить, чтобы организация работала эффективно. Но, мало внимания уделялось тому, как организовать работу самого руководителя. Современное развитие общества показывает, что успешная деятельность организации во многом зависит от умелого и грамотного руководства. Труд работника аппарата управления является неотъемлемой частью совокупного общественного труда. Эффективность работы организации (структурного подразделения) во многом определяется эффективностью повседневной работы руководителя. В свою очередь эффективность его деятельности обеспечивается рациональной организацией труда. Значит, чем эффективнее труд в управляющей системе, тем выше результаты совокупного труда. В свою очередь необходимо помнить, что любая организация представляет собой единое целое и если работу самого руководителя не организовать должным образом, то руководитель не сможет работать эффективно, что, несомненно, повлияет на работу всей организации.
Актуальность выбранной темы определяется тем, что на сегодняшний день экономика и общество в нашей стране находится в периоде реформ и преобразований. Непрерывная перестройка организационных структур, децентрализация управления, модернизация технологий, стилей и методов руководства усиливают значение роли руководителя. Сегодня эффективный труд руководителя – это органический сплав науки и искусства, тесное сочетание мастерства, которому можно и нужно научить.
Целью данного исследования является обобщение теоретического материала по проблеме организации трудового процесса руководителя, анализ и разработка практических рекомендаций по усовершенствованию организации личного трудового процесса работника аппарата государственного управления.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
· рассмотреть сущность организации труда руководителя, как необходимое условие эффективности организационных отношений;
· изучить особенности правового регулирования трудового процесса работника аппарата управления;
· рассмотреть инструментарий планирования и организации деятельности руководителя;;
· провести анализ внутреннего трудового распорядка руководителя Администрации города-курорта Железноводска;
· исследовать объективных условий делегирования полномочий руководителем Администрации города-курорта Железноводска;
· проанализировать проблемные аспекты регулирования труда руководителя Администрации города-курорта Железноводска;
· спроектировать рациональную организацию труда руководителя;
· разработать рекомендации по целесообразному распределению рабочего времени и усилий руководителя.
Гипотеза исследования. Если руководитель не спланирует и правильно не организует свою работу, то это приведет к потерям рабочего времени, лишнему перенапряжению и, в конечном счете, скажется на качестве управления.
Объектом исследования является система управленческого труда руководителя Администрации города-курорта Железноводска.
Предмет исследования: организационно-управленческая деятельность административно-управленческих работников.
Актуальность рассматриваемой темы обусловлена также степенью ее разработанности в трудах зарубежных и отечественных ученых. Анализ содержания имеющихся источников показал, что в науке создана теоретическая и эмпирическая базы для исследования организации труда руководителя. Так, решение общих проблем организации личного трудового процесса руководителя можно проследить в трудах: О.С. Виханского, А. И. Наумова, И.Н. Герчиковой, В. И Кнорриниг, Р. А. Фахтудинов.
Базой исследования является Администрация города-курорта Железноводска.
В исследовании использованы теоретические методы - сравнительно-сопоставительный; прогнозирование; моделирование. Эмпирические - эксперимент, различные виды наблюдений и опросов, изучение документов, экспертная оценка.
Экспертами выступили работники аппарата государственного управления Администрации города-курорта Железноводска.
Структура работы. Работа включает введение, три главы, состоящих из восьми пунктов, заключения, литературы и приложения.
Ι. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЛИЧНОГО ТРУДОВОГО ПРОЦЕССА РУКОВОДИТЕЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ
Для того чтобы правильно выполнять свои функции и достичь своих целей, руководитель должен правильно планировать и организовывать труд.
Руководитель организации - физическое лицо, которое в соответствии с законом или учредительными документами организации осуществляет руководство этой организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа. [1]
Организация труда руководителя - использование эффективной системы приемов и методов личной работы на базе рациональной организации рабочего места, создания оптимальных условий труда и отдыха, планирования рабочего дня и ликвидации нерациональных этапов выполнения работ и операций. Организация труда или организационные отношения — это форма, в которой реализуются экономические результаты трудовой деятельности. [2]
На организацию личного трудового процесса руководителя влияют: стиль работы, используемые формы и методы управления коллективом, уровень руководства, техническое оснащение рабочего места и др. факторы. Эффективность работы организации (структурного подразделения) во многом определяется эффективностью повседневной работы руководителя. В свою очередь эффективность его деятельности обеспечивается рациональной организацией труда.
Организация процессов труда руководителя включает проектирование и внедрение рациональных систем и методов выполнения, возложенных на него функций с учетом применения необходимых технических средств и предполагает определенную степень регламентации труда по содержанию и времени. Это обеспечивает необходимый порядок и организованность при исполнении руководителем должностных обязанностей, при принятии и реализации управленческих решений. Регламентация труда означает установление, и строгое соблюдение определенных правил, инструкций, нормативов, основанных на объективных закономерностях, присущих НОТ. От используемых методов и организации труда руководителя. во многом зависит успех всей работы по совершенствованию управления.
Когда мало внимания уделяется изучению и применению научных принципов организации труда, их заменяют эмпирически найденными, в которых удачные приемы соседствуют с неэффективными методами. В коллективе трудно наладить эффективную работу, когда руководитель и его подчиненные не обладают современными приемами и методами работы. Устаревшие методы работы и неэффективный индивидуальный рабочий стиль превращают данный коллектив в наиболее слабое звено системы управления. Из общего круга вопросов организации трудового процесса руководителя, особое значение имеют планирование, и распределение рабочего времени руководителя. Планирование труда руководителя осуществляется в форме разработки плана работы на определенный период времени либо путем формирования планов выполнения конкретных работ и мероприятий. [3]