В случае расторжения трудового договора с руководителем организации до истечения срока его действия по решению уполномоченного органа юридического лица либо собственника имущества организации, либо уполномоченного собственником лица (органа) при отсутствии виновных действий (бездействия) руководителя ему выплачивается компенсация за досрочное расторжение с ним трудового договора в размере, определяемом трудовым договором.
Руководитель организации имеет право досрочно расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом работодателя (собственника имущества организации, его представителя) в письменной форме не позднее, чем за один месяц. [6]
Федеральными законами, учредительными документами организации на членов коллегиального исполнительного органа организации, заключивших трудовой договор, могут распространяться особенности регулирования труда, установленные настоящей главой для руководителя организации.
Федеральными законами могут устанавливаться другие особенности регулирования труда руководителей организаций и членов коллегиальных исполнительных органов этих организаций.
В современный период укрепления российской государственности для менеджеров государственного и муниципального управления формируется законодательство о государственной службе, государственная служба обозначена на конституционном уровне общественной организации труда.
Несмотря на это, в науке российского трудового права сохраняются прежние подходы к государственной службе. Как и ранее, в советский период, государственная служба подразделяется на службу по трудовому договору, включаемую в сферу трудоправового регулирования, и на военную и военизированную службу, регулируемую административным законодательством, которая выводится из сферы правового регулирования труда на том основании, что она не вписывается в рамки «обычной работы по трудовому договору». [7]
Правовое регулирование государственной службы традиционно рассматривается наукой трудового права лишь в качестве одного из проявлений субъектной дифференциации правового регулирования труда, не выходящей за рамки отрасли трудового права. Законодательство о государственной службе признается частью трудового законодательства, устанавливающей для одной из категорий наемных работников - государственных служащих - некоторые специальные правила поступления на работу, особые условия труда, дополнительные основания увольнения.[8]
Правовое регулирование государственной службы ограничивается одним из институтов Особенной части отрасли трудового права - «Особенности регулирования труда отдельных категорий работников».
В истоках данной концепции находятся традиционно признаваемые аксиоматичными в науке трудового права представления о «естественной монополии» отрасли трудового права на регулирование наемного труда по трудовому договору. Между тем в современных условиях эта концепция, в частности, применительно к регулированию государственной службы, нуждается в коррективах.
Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» определяет государственную службу как профессиональную деятельность, то есть разновидность профессионального труда. Правовое регулирование государственной службы входит в общую систему регулирования общественного труда. Эта система регулируется несколькими отраслями права - трудовым, колхозно-кооперативным, гражданским, исправительно-трудовым, конституционным правом. В основе деления отношений по организации и использованию труда между предметами названных отраслей права находятся способы организации общественного труда, выражающиеся в юридической форме вовлечения лица в трудовую деятельность. Такими формами привлечения к труду могут выступать трудовой договор, членство в кооперативной организации, гражданско-правовая сделка, акт избрания или назначения на должность.
Российское законодательство о государственной службе предусматривает, что поступление на гражданскую службу производится на условиях трудового договора, и распространяет на государственных служащих законодательство о труде с особенностями, установленными законодательством о государственной службе. Необходимо подчеркнуть, что трудовое законодательство распространяется на государственных служащих, но не на саму государственную службу. Нормы законодательства о труде применяются только к регулированию некоторых условий труда государственных служащих, то есть к регламентации собственно трудовых отношений, но не связанных или смежных с ними отношений.
Система правового регулирования труда включает регулирование не только его условий (продолжительности рабочего времени, времени отдыха, минимальных размеров оплаты труда и т.п.), но и способов привлечения к труду, организации труда, управления трудовой деятельностью, распределения результатов труда. Со своей организационной стороны несамостоятельный труд в пользу другого лица (трудовая деятельность по найму) может осуществляться в формах индивидуально-организованного труда (труда по гражданско-правовым договорам), коллективно организованного труда (труда в составе трудовых коллективов отдельных организаций) и публично-организованного труда (государственной и муниципальной службы). Еще Н.Г. Александров отмечал, что трудовое законодательство приспособлено к регулированию коллективно-организованного труда, существенные условия которого (конкретное содержание трудовой функции, размеры и системы оплаты труда и материального стимулирования, режим труда) устанавливаются для отдельного коллектива организации[9]. На индивидуально-организованный труд законодательство о труде распространяется только тогда, когда отношения между нанимателем и лицом, исполняющим работу, облекаются в юридическую форму трудового договора. В этом случае законодательство о труде применяется только в части, регулирующей трудовые права и обязанности работников.
Трудовое законодательство применяется к правовому регулированию государственной службы только в части регулирования отношений по использованию труда.
Нормы трудового права не регулируют привлечение трудовых ресурсов на государственную службу, поскольку здесь действует специальная система профессионального отбора кадров, их подготовки, переподготовки, повышения квалификации, перераспределения внутри системы государственных органов. Для государственных служащих предусмотрена своя система социальных и правовых гарантий, включая оплату труда (денежного содержания), отпуска, социальные льготы и компенсации.
Особенности правового регулирования государственной службы касаются всего спектра служебных трудовых отношений, затрагивают их возникновение, содержание, изменение, прекращение. Однако правовое регулирование государственной службы еще не завершено. Не приняты законодательные акты об отпусках, о дисциплинарной ответственности, о социальных гарантиях и компенсациях служащих, поэтому на государственных служащих распространяется в этой части трудовое законодательство. Однако намерения законодателя обозначены достаточно четко, поле «смешанного режима» регулирования должно сужаться, а общие нормы трудового законодательства заменяться нормами специального законодательства о государственной службе.