Анализ эффективности производства и реализации продукции ЗАО «Марийское»
Основной задачей для предприятия является наиболее полное обеспечение спроса потребителей высококачественной продукцией. Качество выпущенной и реализованной продукции определяется потребностями рынка, производственно-техническими возможностями предприятия и эффективностью использования его ресурсов.
Реализуя продукцию, предприятие возмещает затраты на ее изготовление и сбыт и получает прибыль, служащую источником технического и социального развития. Несвоевременная реализация продукции наносит ущерб не только производителю, но и предприятиям-потребителям, вызывая нарушения их нормальной деятельности.
Динамика объемов производства и реализации продукции характеризует изменение производства продукции и степень насыщения рынка продукцией предприятия. Оценка динамики объема производства и реализации продукции осуществляется по сопоставимым оптовым ценам (без НДС и акцизов). Как известно, производство продукции должно завершаться ее реализацией. Поэтому особое внимание следует уделять динамике объема реализованной продукции.
Оценка динамики производства и реализации продукции ЗАО «Марийское» представлена в таблице 2.7.
Таблица 2.7
Оценка динамики производства и реализации продукции
Показатели |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
Отклонение, (+;-) |
Темпы роста, % | ||
2008 г. от 2007 г. |
2008 г. от 2006 г. |
2008 г. от 2007 г. |
2008 г. от 2006 г. | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1. Объем продукции, тыс. р. |
325535 |
388594 |
430885 |
42291 |
105350 |
110,88 |
132,36 |
2. Выручка от реализации продукции |
315824 |
379079 |
417306 |
38227 |
101482 |
110,08 |
132,13 |
3. Изменение остатков нереализованной продукции |
9711 |
9515 |
13579 |
4064 |
3868 |
142,71 |
139,83 |
4. Доля изменения остатков нереализованной продукции |
0,25 |
0,02 |
0,01 |
-0,01 |
-0,24 |
67,22 |
4,37 |
Таким образом, данные таблицы 2.7 говорят о наращивании объемов производства и реализации продукции ЗАО «Марийское» за 2006-2008 гг.
Анализ себестоимости ЗАО «Марийское»
В настоящее время себестоимость продукции является одним из основных качественных показателей деятельности хозяйствующего субъекта. От уровня себестоимости производимой продукции зависят финансовые результаты деятельности предприятия, темпы расширения производства, финансовое состояние хозяйствующего субъекта.
Задачами анализа себестоимости продукции являются:
- оценка динамики важнейших показателей себестоимости и выполнение плана по ним;
- оценка обоснованности и напряженности плана по себестоимости продукции;
- определение факторов, повлиявших на динамику показателей себестоимости и выполнения плана по ним, величины и причин отклонений фактических затрат от плановых;
- оценка динамики и выполнения плана по себестоимости в разрезе элементов и по статьям затрат отдельных видов изделий;
- выявление упущенных возможностей снижения себестоимости продукции.
Целью анализа себестоимости продукции является выявление возможностей повышения эффективности использования всех видов ресурсов в процессе производства и сбыта продукции.
Проведем анализ динамики себестоимости реализованной продукции и представим получившиеся значения в таблице 2.8.
Таблица 2.8
Анализ динамики себестоимости продукции ЗАО «Марийское» за период с 2006 по 2008 гг.
Себестоимость реализованной продукции, всего, тыс. р. (Ф. 2, с. 020) |
Годы |
Уд. вес затрат, % | ||||
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. | |
272309 |
365408 |
388993 |
100 |
100 |
100 | |
1. Материальные затраты |
225853 |
289476 |
299486 |
82,94 |
79,22 |
76,99 |
2. Затраты на оплату труда |
29763 |
45603 |
51542 |
10,93 |
12,48 |
13,25 |
3. Отчисления на социальные нужды |
7543 |
10889 |
13342 |
2,77 |
2,98 |
3,43 |
4. Амортизация |
6971 |
10560 |
12409 |
2,56 |
2,89 |
3,19 |
5. Прочие затраты |
2178 |
8879 |
12214 |
0,81 |
2,43 |
3,13 |