Намного лучше будет, если применить уровень оплаты труда во внебюджетной сфере к бюджетной. В этом случае наблюдаемый разрыв в зарплатах работников разных квалификационных групп заметно уменьшится. Бояться роста инфляции при этом не следует, так как можно размер вознаграждения материализовать моделями рыночного регулирования труда.
Целесообразно корректировку уровня оплаты труда во внебюджетной сфере производить, устанавливая уровень зарплаты работников в зависимости от колебаний цен на товары, производимые их предприятием.
Ответственную роль в росте национальной экономики играет правильное определение диапазона дифференциации заработной платы не только в интересах государства, но и с учетом интересов предприятий и работников.
Несомненно, следует повышать размер минимальной ставки оплаты рабочего 1-го разряда, решить вопрос о более обоснованных тарифных коэффициентах, предусматривающих разумную дифференциацию малоквалифицированного и высококвалифицированного труда. Должны быть достоянием общественности сведения по регионам страны о размере часовой ставки оплаты труда работников разных специальностей и профессий.
На фоне изъянов тарифной системы ее антипод децентрализованная «бестарифная система» имеет много преимуществ, так как заставляет руководителей вдумчиво осуществлять ее организацию, о чем свидетельствует большое число применяемых разновидностей этой системы. К тому же эта система предоставляет право работодателям внебюджетных организаций свободно выбирать условия тарификации оплаты труда.
В любом случае она даст возможность соизмерять фонд оплаты труда работников с конечными и промежуточными результатами хозяйственно-финансовой деятельности предприятия. Такая система может стать действенным инструментом улучшения качественного состояния производства с одновременным снижением затрат.
Вступление в силу Федерального закона «О внесении изменений в ТК РФ», признавшего недействующими на территории РФ некоторых правовых актов СССР, ставит в затруднительное положение многие предприятия, которые используют прежнюю тарифную систему.
Поэтому в новом тексте Генерального соглашения следует предусмотреть право предприятий сохранять ранее установленные тарифные сетки.
Обычно региональные и отраслевые соглашения подписывает небольшое число представителей предприятий, мнение которых не отражает интересы всех организаций отрасли. Очевидно, такое право должно быть предоставлено только союзам работодателей.
Не определен федеральный орган исполнительной власти, в компетенцию которого входят функции по осуществлению социального партнерства.
Бестарифную систему оплаты труда нужно обобщить на государственном уровне и составить рекомендации по ее применению.
Только при соблюдении всех разумных принципов установления заработной платы можно добиться того, чтобы она заработала как экономическая категория, а не как элемент уравниловки.
В социальном развитии страны в 2007-2010 годах сохранятся высокие темпы роста денежных доходов населения во всех регионах, считают в Министерстве экономического развития и торговли РФ. Подготовленный в ведомстве документ под названием «Сценарные условия социально-экономического развития РФ на 2008 год и на период до 2010 года» одобрен Правительством.
За счет всех составляющих денежных доходов населения: фонда заработной платы, социальных трансфертов, предпринимательской деятельности и прочих доходов – прирост реальных располагаемых доходов россиян за четыре года должен превысить 32%. Причем реальная зарплата может возрасти до 42,8% по оптимистичному варианту развития страны, а по пессимистичному – на 36,5%.
Этот рост будет обусловлен, по прогнозу МЭРТ, устойчивыми темпами экономического развития, высокими доходами в экспортно-ориентированных отраслях, а также предпринимаемыми мерами по повышению оплаты труда работников бюджетной сферы.
Второй вариант сценарных условий социально-экономического развития страны ориентирован на относительное улучшение конкурентоспособности отечественного бизнеса и на диапазон цен на нефть в мире от 61,1 долл. За баррель до 45 долл. Инерционный (первый), вариант отражает развитие российской экономики в условиях низких темпов роста экспорта углеводородов при продолжающемся ухудшении конкурентоспособности отечественной продукции и замещении ее импортной.
И субъектам Федерации предписано соблюдать эти параметры прогноза развития экономики страны при составлении, в частности, своих финансовых планов на три года. При этом Правительством РФ принят очень жесткий график работы над бюджетом 2008г. и последующих двух лет.
Одновременно в субъекты Федерации направлены Методические рекомендации для разработки плана развития муниципального сектора экономики Российской Федерации на 2008год.
Прогнозные оценки повышения заработной платы к 2010году:
2006г. |
2007г. |
2008г. |
2009г. |
2010г. |
2010г.к 2007г. | |
Номинальная начисленная Средняя заработная плата в целом по экономике, руб. |
10736 |
12920 |
15304 |
17723 |
20395 | |
Темп роста, % |
125,5 |
120,3 |
118,5 |
115,8 |
115,1 |
157,9 |
Реальная заработная плата в целом по экономике, % |
113,5 |
111,4 |
110,0 |
108,1 |
107,8 |
128,2 |
Номинальная начисленная заработная плата бюджетников, руб. |
7252 |
8574 |
9842 |
11207 |
12447 | |
Темп роста, % |
124,8 |
118,2 |
114,8 |
113,9 |
111,1 |
145,2 |
Реальная заработная плата Бюджетников |
113,7 |
109,5 |
106,6 |
106,3 |
104,0 |
117,8 |
Соотношение заработной платы Бюджетников и в целом по экономике, % |
67,5 |
66,4 |
64,3 |
63,2 |
61,0 |