Государство должно увеличить зарплату бюджетников, а во внебюджетной сфере это могут сделать работодатели, но при поддержке государства. Особенно подчеркивает низкий уровень оплаты труда сравнение МРОТ с прожиточным минимумом (см. табл.2).
Об этом же свидетельствует доля зарплаты в системе издержек производства. По оценке Госкомстата России, она составляет всего 10-20%. В то же время в экономически развитых странах за последние 10 лет ее удельный вес составлял 67-72%.
Действующая система партнерства ведет к значительной дифференциации заработной платы по отраслям. Самые высокие зарплаты в октябре 2005г. выплачивались в сфере добычи топливно-энергетических полезных ископаемых – 25832 руб., что в 2,3 раза превышает общероссийский уровень, в финансовой сфере – 23672 руб. (2,1 раза).
А зарплата в сельском хозяйстве составляет 5045 руб., в текстильной и швейной отрасли – 5331 руб., в производстве кожи и обуви – 6134 руб.
Такой разнобой в оплате труда определяется исключительно принятым соотношением тарифной части (постоянной) заработной платы и ее переменных элементов или «исправлением» тарифной сетки, установленной государством в директивном порядке.
Проконтролировать столь заметные расхождения уровня оплаты труда по видам экономической деятельности весьма затруднительно. Установленная органами статистики отчетная форма № П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников» предусматривает учет фонда заработной платы без выделения в нем уровня тарифной ставки, доплат к должностным окладам и тарифным ставкам, надбавок к ним, премий и других поощрительных выплат.
Порядок регулирования трудовых отношений органами, осуществляющими социальное партнерство (гл.5 ТК РФ), и заключения коллективных договоров и тарифных соглашений (гл. 7ТК РФ) подробно регламентированы. Но этого нельзя отметить в оплате и нормировании труда (разд. 6 ТК РФ).
Не узаконен в Кодексе порядок исчисления минимального потребительского бюджета. К тому же при чрезвычайно низком уровне МРОТ не он решает проблемы получения работниками достойного и справедливого заработка. А его, по прогнозам Министерства экономического развития и торговли, предполагают поднимать в очень скромном размере: в 2007г. он должен вырасти всего на 12,8%, в 2008-м – на 10,8, в 2009-м – на 8,8, в 2010г. – на 8,2%.
При таком повышении заработка заниженная базовая тарифная ставка оплаты труда рабочего 1-го разряда не позволит поднять его уровень в издержках производства.
Ничего нового социальное партнерство не вносит разрекламированная корпоративная система оплаты труда, введенная с 1 апреля 2007г. во всех подразделениях и филиалах ОАО «Российские железные дороги». Она по- прежнему базируется на минимальном уровне заработной платы.
Преимущество только в установлении вилок должностных окладов.
Таблица 2
Сравнение минимального уровня оплаты труда (МРОТ) с прожиточным минимумом
Срок, с которого установлены показатели |
Сумма Минимального размеры оплаты труда в рублях |
Сумма прожиточного минимума в рублях |
Нормативный акт, отношения МРОТ к прожиточному минимуму | |
С 1 июля 2000г. |
132 |
1350 |
Постановление правительства РФ от 11.11.2000 №852 |
9,8 |
С 1 января 2001г. |
200 |
1513 |
Постановление правительства РФ от 07.09.2001 №664 |
13,2 |
С 1 июля 2001г. |
300 |
1658 |
Постановление правительства РФ от 21.12.2001 №879 |
18,1 |
С 1 октября 2003г. |
600 |
2341 |
Постановление правительства РФ от 12.02.2004 №74 |
25,6 |
С 1 января 2005г. |
720 |
2451 |
- |
29,4 |
С 1 сентября 2005г. |
800 |
2600 |
- | |
С 1 января 2007г. |
1100 |
3500? |
- примерно |
31,4 |
С 1 сентября 2007г. |
2300 |
4500? |
-примерно |
51,1 |
Одним из главных факторов и значительным резервом общего образования является новая система дифференцированной оплаты труда, введение с 1 сентября 2007г. в соответствии с Указом Президента Чувашской Республики от 19 мая 2007г. № 39 «О дополнительных мерах государственной поддержки системы образования в Чувашской Республике». Она направлена на повышение эффективности и результативности деятельности каждого педагога. В 2007 году в Чувашской Республике в рамках реализации комплексного проекта модернизации образования, выигранного на конкурсной основе, во всех общеобразовательных учреждениях создана стимулирующая часть фонда оплаты труда, которая распределяется совместно с управляющим советом в зависимости от качества работы. В результате средняя заработная плата учителя увеличилась с 5368 рублей в 2006 году до 8000 рублей к концу 2007 года, а в 2009 году она увеличится в два раза к уровню 2006 года.
При этом на сегодняшний день заработная плата работников дошкольных образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования значительно ниже, чем в школах.
Глава 3. Регулирование оплаты труда
Рекомендация трехстороннего Генерального соглашения (п. 2.1) для внебюджетного сектора экономики, состоящая в том, что при заключении отраслевых и региональных соглашений необходимо установить минимальные тарифные ставки (оклады) на уровне не ниже прожиточного минимума, вряд ли может способствовать созданию эффективных условий вознаграждения работников предприятий и организаций.