· Структура организации
Каждая организация вырабатывает для себя взаимодействие имеющихся уровней управления и функциональных областей в такой форме, чтобы успешно достичь целей организации. Успех менеджера невозможен без учета им действующей структуры организации, поскольку ему приходится согласовывать свои планы и решения с определенными должностными лицами и звеньями управления.
· Технологии
Технология представляет собой соединение квалифицированных ' навыков, оборудования, инфраструктуры, инструментов, соответствующих знаний, необходимых для воплощения желаемых преобразований в материалах, информации или людях.
Технологии прямо связаны с планами и заданиями, поскольку выполнение последних обуславливает использование определенных технологий как средств преобразования поступающих извне материалов в готовые изделия. В развитии технологии отмечают три крупных переворота: промышленная революция, стандартизация и механизация, применение конвейерных линий.
· Процессы
Принятие решений, утверждение соответствующих планов и бюджетов базируется на определенном порядке действий, процедурах, составляющих содержание процессов управления. Обоснованные процессы управления упрощают и удешевляют менеджмент, делают его более продуктивным.
· Персонал
Персонал является главным объектом менеджмента. Поскольку менеджер руководит непосредственно людьми, персонал, наряду с менеджерами, является и субъектом управления, так как в современных условиях сотрудники принимают активное участие в принятии решений. Таким образом, люди представляют собой центральный фактор в любой модели менеджмента.
Существуют три основных аспекта человеческой деятельности в качестве элемента внутренней среды:
– поведение отдельных людей;
– групповое поведение;
– поведение руководителя, деятельность менеджера в роли лидера и его влияние на индивидуальное и групповое поведение.
· Культура
Культура представляет собой своеобразный микроклимат в организации, который помогает персоналу продуктивно выполнять задания. Главным фактором формирования той или иной культуры являются ценности персонала и, прежде всего, высшего руководства.
· Финансы
Все финансовые операции организаций опосредуются соответствующими финансовыми расчетами. Но интересы разных категорий людей в финансовой деятельности организации могут быть совсем _противоположными. К примеру, желание акционеров увеличить выплату дивидендов или предпринимать меры в сфере социальной ответственности, могут противоречить повышению заработной платы сотрудников. Менеджеру приходится не только учитывать постоянно финансовые ограничения, но и предотвращать конфликты в финансовой сфере.
Внешняя среда представляет собой объективные факторы, окружающие организацию в обществе (государстве, мире), к которым она должна приспосабливаться. Значение внешней среды было осознано в конце 50-х годов нынешнего столетия. Это стало одним из важнейших вкладов системного подхода в науку менеджмента. Внешнее окружение организации все больше становится источником проблем для современных менеджеров. По сути, руководители высших и в определенной мере средних уровней важнейших для общества организаций (деловых, образовательных, государственных) под влиянием разнообразных событий в мире и государстве вынуждены сосредотачивать своё внимание на быстро изменяющейся среде, на влиянии этой среды на внутреннее строение и развитие организации.
Внешнее окружение включает такие основные звенья:
− политико-правовая среда;
− социально-культурная среда;
− технологическая среда;
− экономическая среда;
− экологическая среда;
− международная среда.
· Политико-правовая среда
Политико-правовая среда представляет систему нормативно-правовых актов, правительственных и политических организаций, законодательной, судебной и исполнительной власти, которая создает правовое поле бизнесовой деятельности, влияет на условия ведения бизнеса в той или другой стране.
Составные политико-правовой среды:
− политическая система;
− законодательная и нормативно-правовая система;
− политические партии и политические лидеры;
− органы судебной и исполнительной власти в центре и на местах;
− состав правительства и органов местной власти, их функции и полномочия, касающиеся регулирования бизнеса;
− политическая стабильность;
− профсоюзы и другие общественные организации;
− средства массовой информации (телевидение, радио, пресса).
· Социально-культурная среда
Социально-культурная среда - это факторы, связанные с населением страны, уровнем его развития, традициями, привычками. Значение этой среды состоит, во-первых, в том, что часть населения является клиентом для большинства компаний, поскольку люди являются главными покупателями. Во-вторых, местное население для любой организации выступает в качестве основного источника формирования персонала.
Составляющие социально-культурной среды:
− численность населения страны и данной местности, его демографические и возрастные характеристики;
− численность и структура семей, их традиции;
− уровень квалификации, образования, трудовых навыков трудоспособного населения;
− уровень доходов населения, структура потребностей;
− жизненные ценности, установки, традиции, обычаи, стереотипы населения и отдельных его групп, этические и эстетические стандарты;
− религиозные верования;
− миграционные процессы, мобильность населения;
− межнародные, межэтнические отношения.
· Технологическая среда
Технологическая среда - это научно-технические разработки и оборудование, определяющие методы изготовления и продажи продукции (услуг, работ) в обществе.
Основные элементы технологической среды:
− патенты, авторские свидетельства, рационализаторские предложения;
− научно-технические разработки, отчеты по научно-исследовательским работам, проектные разработки, инжиниринговые работы;
− информация и технические средства её обработки;
− системы технологий в разных сферах жизнедеятельности людей;
− потенциал научно-исследовательских, проектно-конструкторских, исследовательских, инжиниринговых организаций.
· Экономическая среда
Экономическая среда включает деятельность всех организаций в сфере бизнеса.
Составные экономической среды:
− наличие в обществе основных отраслей народного хозяйства, предприятий, организаций;
− инфраструктура экономики: транспорт, коммуникации;
− полезные ископаемые, энергетические ресурсы;
− характеристики производственной продукции (услуг, работ), валовой национальный продукт;
− состояние экономики и показатели её развития (кризисные явления, инфляционные процессы, процентные ставки и др.);
− состав и структура финансово-банковской системы;