Условные обозначения: ++ - доминирующая роль, + - активная роль,
− - пассивная роль.
Качества менеджеров и предпринимателей
Минимальный набор качеств, для выдвижения на должность руководителя низового уровня:
· Профессиональная компетентность.
· Организованность.
· Умственные способности.
· Коммуникативные возможности.
· Честность и ответственность.
Десять управленческих ролей по определению Г.
Минцберга
Роль | Характеристика роли |
Межличностные роли | |
1. Главная фигура |
Символ официальной власти. Выполнение текущих церемониальных обязанностей (подписание документов, прием визитеров, праздничные мероприятия и т.д.). |
2. Лидер |
Мотивация подчиненных к качественному выполнению своей работы. |
3. Связной |
Обслуживание горизонтальных и вертикальных линий. Коммуникация в организации и за ее пределами (переписка, участие в совещаниях извне, внешние связи). |
Информационные роли | |
4. Приемник («нервный центр») |
Обслуживание четко фокусированных точек нетрадиционной информации; использование ее в интересах своего дела; получение всех видов информации из внешних и внутренних источников. Выступает как «нервный центр» информации, поступающий в организацию. |
5. Распространитель |
Передача отобранной информации подчиненным. Передача отобранной информации внешним потребителям и партнерам (заседания, обращения, почта, устные выступления). |
6. Представитель |
Роли, связанные с принятием решений |
7. Предприниматель |
Проектирует и является инициатором перемен в организации (обсуждение стратегии, разработка и реализация проектов, усовершенствование деятельности). |
8.Стабилизатор |
Устраняет нарушения путем корректирующих действий в нестандартных ситуациях. |
9. Распределитель |
Решает вопросы распределения разнообразных ресурсов организации (составление графиков, бюджетов, программирование работы подчиненных). |
10. Ведущий переговоры |
Участие в переговорах и заключение соглашений с разными партнерами (поставщики, служащие, потребители, профсоюзы), отстаивание и адекватная презентация интересов организации. |
Качества менеджера
(по результатам анализа зарубежной литературы)
· Формирование эффективной команды.
· Способность выслушать.
· Самостоятельность в принятии решений.
· Энергичность.
· Способность к внедрению нововведений.
· Наблюдательность.
· Высокие проявления этики в отношениях.
· Сильная воля.
· Интернациональная направленность.
· Умение разбираться в новых технологиях.
· Умение производить хорошее впечатление на окружающих.
· Честолюбие.
· Представительный внешний вид.
· Демократизм.
· Образование.
Предприниматель — владелец собственного дела, несущий весь риск его претворения в жизнь.
Предприниматель, в деле которого принимают участие подчиненные ему работники, выполняет все функции менеджера.
Отличие предпринимателя от менеджера может состоять лишь в степени самостоятельности и ответственности. Менеджеры высшего уровня почти ничем не отличаются от предпринимателей. Если политика высшего менеджмента направлена на достижение максимальной децентрализации управления, обязанности и функции менеджеров среднего уровня приближаются по своему характеру к предпринимательским.
Десять наиболее важных качеств предпринимателей
Качество | Описание |
1. Инициативность и постоянный поиск новых деловых возможностей |
Видит раньше других и использует новые и оригинальные деловые возможности. Действует до того, как его вынудят к этому обстоятельства. |
2.Целеустремленность |
Имеет долгосрочное видение, ясно выражает цели, постоянно ставит и своевременно корректирует краткосрочные задачи. |
3. Упорство и настойчивость |
Меняет стратегии и тактику, чтобы достичь целей. Готов к неоднократным усилиям, чтобы преодолеть любые препятствия. |
4. Готовность к взвешенному риску |
Постоянно готов к ситуации «вызова» или умеренного риска. Предпринимает действия, чтобы уменьшить риск и контролировать результаты. |
5. Ориентация на эффективность и качество |
Стремится во всем достичь совершенства, находит пути делать все лучше, быстрее, дешевле |
6. Ответственность |
Принимает на себя всю ответственность и идет на личные жертвы для выполнения необходимой работы |
7. Систематическое планирование и эффективный контроль |
Уделяет достаточное внимание планированию, использует эффективные процедуры слежения за выполнением наиболее важных работ, контролирует основные показатели деятельности |
8. Стремление быть информированным |
Наряду с получением необходимых сведений по формально установленным каналам стремится лично получать информацию от клиентов, поставщиков, конкурентов, с рабочих мест |
9. Способность убеждать |
Обладает способностью оказывать влияние на людей, умело пользуется этим в деловых и личных контактах |
10. Независимость и уверенность в себе |
Стремится к самостоятельности и независимости от других людей, верит в свои способности справиться с самыми трудными задачами |