где n – период, за который существуют прогнозные значения денежных потоков;
r – ставка дисконтирования с учетом риска и стоимости капитала;
FCFt – чистый денежный поток, доступный компании в периоде t.
Если считать ставку дисконтирования заданной величиной, то оценка стоимости компании сводится к определению прогнозных значений денежного потока. Денежный поток (FCF) рассчитывается по следующей формуле:
FCF = EBIT x (1 – tax) – (CAPEX – Амортизация) – ΔWC (1,4)
где EBIT (earnings before interest and taxes) – прибыль до вычета налогов и процентов по кредиту;
tax – эффективная ставка налогообложения;
CAPEX (capital expenditures) – инвестиционные затраты на покупку основных фондов, а также затраты по обслуживанию кредитов на их приобретение;
ΔWC – изменение неденежного оборотного капитала.
Следовательно, на размер денежного потока компании влияют уровень прибыли (продажи за вычетом себестоимости и операционных расходов), налогообложения, чистых капиталовложений (инвестиции за вычетом амортизации), а также изменение величины оборотного капитала. Они в свою очередь могут изменяться под влиянием более мелких факторов, таких как величина дебиторской задолженности или оборачиваемость активов.
Таким образом, видоизменяя и детализируя формулу денежного потока, можно определить полный перечень параметров (факторов стоимости), влияющих на стоимость компании. Установив количественные и логические взаимосвязи между ними, мы и получим модель оценки стоимости компании.
Чтобы выявить факторы стоимости, обычно анализируется финансовая отчетность (отчет о прибылях и убытках, баланс, отчет о движении денежных средств), а также другие документы внутрифирменной отчетности.
Каждый фактор стоимости в свою очередь может зависеть от других показателей, в том числе и нефинансовых. На рентабельность продаж напрямую влияет себестоимость продукции, которая определяется путем детального анализа составляющих затрат. Эти показатели могут меняться в зависимости от отрасли, стратегии и бизнес-модели компании.
После того как параметры определены, нужно описать математические и логические взаимосвязи между ними, а также определить, как эти параметры влияют непосредственно на величину денежного потока. Как правило, для выявления таких зависимостей анализируют прошедшие периоды работы компании, по которым есть соответствующие данные. При этом часто используется метод моделирования по проценту к реализации. Основная идея этого метода заключается в том, что текущие активы и пассивы изменяются пропорционально продажам, причем такая взаимозависимость носит устойчивый характер.
Значения факторов стоимости определяют исходя из планируемых темпов роста или падения продаж, прогноза производства, ассортиментной политики и т. д. Если же такие данные спрогнозировать сложно, то предполагают, что компания будет работать так же, как и во все предыдущие периоды, по которым есть статистика. Обычно бывает достаточно, если деятельность компании описана на 3–5 лет вперед, но возможны также и более длительные периоды планирования.
На основе предположений об изменении входящих параметров модели строятся прогнозные статьи отчета о прибылях и убытках, баланса и отчета о движении денежных средств. Необходимо обратить внимание на правильность составления прогнозной отчетности. Так если согласно расчетам в какой-то период возникает дефицит денежных средств, нужно определить потребность компании во внешнем финансировании и внести соответствующее изменение в модель: предусмотреть пополнение оборотного капитала, например за счет привлечения дополнительных краткосрочных кредитов.
После того как получены и скорректированы прогнозные значения денежных потоков, можно приступать к оценке стоимости компании. При использовании доходного метода это предполагает:
· расчет ставки дисконтирования;
· расчет постпрогнозной стоимости.
Постпрогнозная стоимость, то есть стоимость денежных потоков компании в постпрогнозные периоды, обычно рассчитывается исходя из того, что компания никогда не прекратит свою деятельность и будет расти теми же темпами, что и экономика в целом, то есть на 2–5% в год. Однако в России долгосрочное планирование усложняется высокими рисками, в результате чего ставка дисконтирования в долгосрочном периоде резко возрастает, поэтому постпрогнозными денежными потоками часто пренебрегают.
После того как модель оценки стоимости компании уже получена, ее можно использовать, чтобы оценить то или иное решение или проект с точки зрения его влияния на стоимость компании. Для этого достаточно внести соответствующие корректировки в параметры и пересчитать стоимость. Решения, которые повысят начальную оценку стоимости компании, являются положительными и должны быть приняты; решения, которые уменьшают стоимость компании, являются негативными и должны быть отвергнуты.
Глава 2. Принятие управленческих решений в хозяйственной деятельности
Общество с ограниченной ответственностью «Специализированное дорожное ремонтно-строительное управление» (г. Новошахтинск) на протяжении многих лет выполняет работы по благоустройству территорий, капитальному ремонту и реконструкции дорог и тротуаров.
Специализированный дорожный ремонтно-строительный участок организован в 1969 году.
С 1 июля 1990 года участок перешел на арендный подряд, согласно договора с ТПО ЖКХ Ростовской области. Решением Исполкома №364 от 4.12.1991 года СДРСУ зарегистрирован как арендное предприятие с момента его образования и ему выдано свидетельство о Государственном предприятии.
С декабря 1993 года СДРСУ стал народным предприятием и был зарегистрирован администрацией города Новошахтинска как «Товарищество с ограниченной ответственностью народное предприятие специализированный дорожный ремонтно-строительный участок» (ТОО НП СДРСУ). 21 декабря 1998 года ТОО НП СДРСУ перерегистрирован в «Общество с ограниченной ответственностью специализированное дорожное ремонтно-строительное управление».
ООО «СДРСУ» имеет в качестве подсобного производства два асфальтобетонных завода марки ДС-158 и Д-597А, котельную с двумя котлами марки «Е».
Для обеспечения нормальной работы управления имеется реакторная установка по переработке гудрона в битум, автопарк на 24 единицы, в т.ч. 20 – технически исправны. Автопарк полностью обеспечивает управление грузоперевозками.
В 2003 году СДРСУ была выкуплена железная дорога длиной 1,5 км у ОАО «Ростовуголь». На восстановление дороги было освоено 1,5 млн. рублей. Дорога необходима ООО «СДРСУ» для завоза строительных материалов (битум, щебень, отсев, песок) железнодорожным транспортом, так как это намного дешевле автомобильного транспорта. Также был произведен ремонт асфальтобетонной установки ДС-158, приобретено 2 дорожных катка, компрессор.
Производственная программа предприятия формируется согласно договоров подряда и проектно-сметной документации по каждому заказчику в отдельности. Программа планируется в денежном и натуральном выражении. Основным Заказчиком ООО «СДРСУ» является Администрация г. Новошахтинска в лице МУП «Служба Заказчика».