Дистанционному работнику не требуется добираться до офиса и обратно, а это уже ежедневная экономия от часа до двух. Соответственно, в год она составит от 250 до 300 часов, а это почти два месяца рабочего времени!
Говоря о пользе дистанционного труда, в первую очередь следует отметить его экономическую выгоду. Так, за необязательностью предоставления рабочего места, оргтехники у нанимателя снижаются расходы на аренду помещения и оборудования для рабочего места. Например, отделение IBM в штате Кентукки, перейдя на телеработу, сократило арендуемые площади с 44 000 кв. футов до 15 000 кв. футов. Только экономия на аренде составила 400 тыс. долларов в год.
Экономия даже в рамках одной компании может достичь высоких показателей. Если же рассматривать все государство в целом, речь идет об огромных суммах.
Причем дело не только в экономии на аренде или приобретении недвижимости. Само содержание рабочего места работника также накладно для нанимателя.
Когда вариант полного устранения работы в офисе неприемлем, возможно создание офисов с рабочими местами, используемыми при необходимости сразу несколькими сотрудниками. Так, по статистике, большинство работников используют свое рабочее место лишь на четверть от общего рабочего времени. Данное обстоятельство позволяет организовывать рабочие места, которые в течение дня будут использоваться несколькими сотрудниками. Например, один из офисов фирмы IBM в штате Нью-Йорк действует по правилу 80–20: 800 сотрудников используют только 200 рабочих мест.
К другим преимуществам относятся:
· увеличение гибкости штата персонала;
· рост производительности и эффективность труда.
Кроме того, дистанционная работа стимулирует рост доверительных и честных отношений между работником и нанимателем. Спрашиваете, почему так? Просто при такой работе происходит минимизация контроля со стороны нанимателя. И это оказывает положительное влияние на работника. Работник начинает в полной мере осознавать свою ответственность, ведь работа заключается не в посещении офиса на определенное время, а в реальном выполнении конкретного труда. Те же работники, которые этого не понимают или просто не желают работать, заметны сразу, так как теперь они не могут заявить нанимателю: «Ведь я же хожу на работу, никогда не опаздываю и не нарушаю дисциплину!» В данном случае это не показатель работы. Только реальный результат трудовой деятельности свидетельствует о том, что работник занимался своей работой. Помимо прочего, у работника появляются определенные преимущества. Теперь ему нет необходимости лишний раз делать вид, что он работает, или отчитываться о каждом своем шаге нанимателю. Снижается до минимума возможность конфликтов работника и нанимателя, что также благоприятно сказывается на производительности труда.
Как мы уже отмечали, дистанционная занятость приносит не только экономические дивиденды. Транспортная проблема, которую очень эффективно решает дистанционная форма занятости, приводит не просто к экономии топливно-энергетических ресурсов, но и улучшает экологическую обстановку.
В ряде штатов США действует закон, согласно которому фирмы, использующие телеработу, получают налоговые льготы, поскольку их сотрудники не загрязняют окружающую среду, приезжая в офис на автомобиле. Уже в 1994 году была начата программа Flexiplace, по которой первая тысяча федеральных служащих переводилась на работу через Сеть.
Экономия возможна даже за счет внешнего вида, так как дистанционному работнику нет необходимости уделять особое внимание одежде. Как это ни смешно звучит, но по статистике почти треть дистанционных работников трудятся босиком.
К сожалению, в Республике Беларусь не стимулируется развитие дистанционной формы занятости и телеработы, соответственно, не стимулируются работники и к большей самостоятельности и свободе в работе. Почему-то много внимания уделяется трудовой дисциплине, что не всегда оправдано. Самоцелью ставится дисциплина, а не конкретные результаты труда. Опоздание работника на работу признается существенным проступком в независимости от последствий.
Да, можно согласиться, что опоздание работника на предприятие с непрерывным циклом производства может привести к большим проблемам, но в иных сферах труда опоздание на несколько минут не приведет к сколь-нибудь значимым последствиям. Ведь дисциплина не должна существовать для самой дисциплины. Это абсурдно и не дает никакого результата. Развитие и повышение уровня квалификации работников неизбежно должно приводить к большей их самостоятельности. Работник должен сам осознать свою ответственность за выполняемую работу, а если это произойдет, контроль над ним будет излишним. Это имеет огромное значение для производительности труда, что и доказывает дистанционный труд.
Среди правовых барьеров для развития дистанционной формы занятости, в первую очередь, можно отметить консервативность нашего трудового законодательства, которое уделяет внимание лишь стандартной форме занятости работника: выполнению работ на территории нанимателя. Как мы указывали выше, действующий ТК предусматривает лишь один вид дистанционного труда - надомный. Но даже он не исключает постоянного физического контакта с нанимателем, начиная от приема на работу и заканчивая увольнением. Так, в соответствии со ст. 25 ТК началом действия трудового договора является день начала работы, определенный в нем сторонами. Фактическое допущение работника к работе является началом действия трудового договора, независимо от того, был ли прием на работу надлежащим образом оформлен. Фактическое допущение уполномоченным должностным лицом нанимателя работника к работе должно быть письменно оформлено не позднее трех дней после предъявления требования работника, профсоюза исходя из сложившихся условий. После заключения в установленном порядке трудового договора прием на работу оформляется приказом (распоряжением) нанимателя. Приказ (распоряжение) объявляется работнику под роспись.
Все перечисленные нормы косвенно свидетельствуют о том, что работники и наниматель присутствуют в одном месте, а не удалены друг от друга. Да, можно попытаться оформить все эти документы с привлечением курьерских служб, но это значительно замедляет деятельность и влечет дополнительные издержки для сторон, даже если рассматривать труд на дистанции, так сказать, в пределах Республики Беларусь. Если же рассматривать наем иностранного персонала, то в этом случае барьер превращается в настоящую китайскую стену, растущую пропорционально количеству административных процедур, которые требуется выполнить. Уже одна необходимость получения лицензии на привлечение иностранной рабочей силы может надолго отбить у нанимателя желание иметь отношение с нерезидентами.
Кроме того, ТК предусматривает, что при заключении трудового договора наниматель обязан потребовать, а гражданин должен предъявить нанимателю:
1) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность; документы воинского учета (для военнообязанных лиц, подлежащих призыву на воинскую службу);