рефераты по менеджменту

Неповторимость личности и приоритеты в кадровом менеджменте

Страница
15

Современные образованные и культурные люди начинают все большее внимание уделять своим манерам, внешности, но чаще всего из этикета берутся лишь внешние его атрибуты: мужчины спешат целовать дамам ручки, вытягиваться "во фрунт" при знакомстве, мучительно стираются есть только левой рукой, носить непривычную "бабочку" и платочек в нагрудном кармане пиджака. Да, важны и внешние проявления хорошего воспитания, всем нужно учиться самим и учить своих детей, но главное — непринужденность, естественность поведения и доброжелательное, уважительное, предупредительное отношение ко всем окружающим.

Некоторые советы современных специалистов по этикету вызывают невольное удивление. Как должна одеваться женщина в различных ситуациях — и дается подробная рекомендация (особенно жестко регламентирован костюм деловой женщины в США). "Деловая женщина прийти на работу в брючном костюме — может, а в обычной кофточке и брюках в различных ситуациях не может". И "без чулок прийти на работу — не может". А если бедная женщина вышла из дома "в тот час, когда уже кажется, и сил не было дышать, когда солнце, раскалив Москву, в сухом тумане валилось куда-то за Садовое кольцо" (М. А. Булгаков) — ей все-таки нужно быть в чулках?

Что должен носить современный мужчина — и опять дается конкретная рекомендация: "к серому костюму можно надеть красный галстук, а к коричневому — зеленый, платок во внешнем кармашке пиджака принято носить из одной материи, что и галстук или носки" (?) и т.д. Такие советы при всей их спорности несомненно полезны, но давать их уместнее в журналах мод, а не литературе по этикету. Правила этикета лишь подразумевают, что женщины и мужчины должны быть одеты хорошо, а вот как — дело вкуса, стиля, манеры каждого, важно только, что человек должен быть одет безупречно.

В рамках этой книги нас интересует в первую очередь этикет и, в частности, костюм современного делового человека: государственного служащего, бизнесмена, предпринимателя. За последние десятилетия во всем мире определилась своеобразная униформа "белых воротничков" — так называют чиновников различных уровней. Да, действительно, обычно деловой человек одевает на работу костюм, белую рубаху и черные туфли. Этот стиль одежды пришел на смену чиновничьему вицмундиру, который раньше выгодно выделял человека в толпе, многое мог рассказать о месте человека в обществе, его корпоративной принадлежности и был весьма практичен.

Слава Богу, что канул в Лету полувоенный костюм с накладными карманами, в 50-е годы его носили все начальники, от Вождя и Учителя до директора банно-прачечного комбината. Ушла в прошлое и такая деталь костюма интеллигентного человека, как фетровая или велюровая шляпа, после того как эти шляпы стали обязательным атрибутом скотоводов азиатских республик. Очень выручает обедневших служащих невысокого ранга устоявшаяся мода на композицию из пиджаков и брюк разного цвета (очень просто объясняется появление и устойчивость этой моды — брюки изнашиваются быстрее пиджаков!). "Деловой человек подходит к лифту и обязательно здоровается с людьми, ожидающими лифт. Входящий в лифт должен сказать: "Добрый день". Первым в лифт, так же как и в ресторан, входит мужчина, так как лифт — это зона повышенной технической опасности". Мудро, но попробуйте проявить учтивость в лифтах Государственной Думы, "Белого Дома" или высотного здания МГУ, правильно ли там поймут вас? А в других "зонах повышенной технической опасности" типа электрички, трамвая, метро мужчина тоже должен стараться войти первым? "Женщина должна идти справа от мужчины" — верно, но если справа от тротуара едут по лужам грязной дороги автомашины? "Если в кабинет начальника вошла сотрудница, то мужчина, приветствуя ее, может не вставать". А вот король — вставал, так как он всего лишь король, а женщина обладает еще более высоким титулом — Женщина.

Мировоззренческое и культурное воспитание

Индивидуальное и общественное сознание можно считать здоровым, если оно адекватно отражает реальную обстановку и гибко приспосабливается к ее изменениям, "бытие определяет сознание" — как учил нас марксизм-ленинизм. Это утверждение в основном верно, хотя перед нашими глазами проходили и проходят многочисленные факты, показывающие, что в годы общественных потрясений сознание может носить иррациональный характер, а человек, личность может спрятаться от враждебной ему обстановки в своем иллюзорном, виртуальном мире. Мировоззрение человека является той устойчивой парадигмой, которая субъективно отражает систему понятий, взглядов, идеалов, принципов этики, стереотипов поведения окружающего реального мира, оно закладывается воспитанием и формируется всю жизнь. Эволюция индивидуального и общественного сознания характеризуется не только постепенным, но иногда и скачкообразным переходом к новой парадигме при неустойчивости в мировоззрении отдельных социальных групп. Формирование мировоззрения в основном процесс интуитивный, основные идеи, принципы принимаются "на веру" как постулаты, без доказательств, так как человек не в состоянии переработать, обдумать и оценить хотя бы малую часть громадного объема информации, поступающей из внешнего мира.

Обсуждая темы воспитания, мы обычно говорим о воспитании детей в детском саду или в школе, но ведь формирование личности не завершается с окончанием школы или института. Человек учится, воспитывается всегда, всю жизнь, но часто молодого специалиста встречают фразой: "Забудь, чему тебя учили, и начинай учиться заново". Работа, коллектив, сама жизнь — самые талантливые, неутомимые и беспощадно строгие педагоги, было бы лишь желание учиться. Человек получает производственное, профессиональное воспитание, получает иногда жесткие уроки правил поведения в коллективе, у него вырабатывается шкала нравственных и мировоззренческих ценностей. Кем станет человек — пьяницей, безнравственным эгоистом или уважаемым и честным, творческой личностью с большой и интересной судьбой — зависит не только от склонностей, особенностей самого человека, его таланта, но и в значительной степени от коллектива и от руководителя этого коллектива в первую очередь.

В понятие воспитательные методов управления включаются требования идеологического, культурного, общеобразовательного, этического воспитания. Применяются способы психологического воздействия, включая личный; пример руководителя, рациональный стиль управления, способы, воздействия на неформальные группы, и формирование общественного мнения. Мировоззрение человека формируется всей окружающей его жизнью: средствами массовой информации, действиями правительства, поведением партийных лидеров, примерами преуспевающих или опустившихся на дно людей, актами милосердия и вандализма, модой и действующей шкалой духовных ценностей. Человек постоянно получает новую информацию, анализирует ее и определяет свое отношение к ней, Основы мировоззрения и культуры закладываются с самого раннего детства, и роль семьи и школы в этом процессе особо ответственна. Объективности ради необходимо отметить большое воспитательное значение в недалеком прошлом пионерской и комсомольской организаций, но если вспомнить, как жестко, с раннего детства навязывалась коммунистическая идеология, эти бесконечные лозунги типа "К борьбе за дело Ленина — Сталина будьте готовы!" . Сейчас успехи семьи и школы в формировании личности ребенка, мягко говоря, весьма скромны, хотя и предпринимаются попытки обучать детей новым предметам типа сексологии (200 часов в год, даже с практическими занятиями!). А в школах Нью-Йорка с 1991 г. под яростным напором прежде всего активистов гомосексуализма практикуется бесплатная раздача презервативов — "поскольку мы все знаем, что подростки все равно будут спариваться, словно животные, так лучше уж с презервативами" [95]. Наиболее сложным и ответственным участком воспитательной работы в коллективе всегда был молодой специалист, новый член коллектива, особенно если он приехал после окончания учебного заведения из другого города и оторван от привычной среды. Сложный процесс адаптации обычно сопровождается чувством гнетущего одиночества, тревоги, болезненной переоценкой своих возможностей, неудовлетворенностью работой, где все непривычно и пугающе непонятно. Странно, но далеко не всегда и не все окружающие новичка люди понимают его сложное душевное состояние и стараются помочь ему, иногда подброшенный котенок вызывает более сочувственные эмоции. Руководитель предприятия не в состоянии, естественно, уделять много времени и внимания своему молодому коллеге, но помочь ему, причем радикально, по-настоящему он может и обязан. Спасением от чувства разочарования, фрустрации может быть в первую очередь труд, интересная, самостоятельная или под контролем тактичного наставника работа. Гарантией быстрого и безболезненного вхождения в социально-психологические условия деятельности коллектива является развитие у молодого человека интереса к своему труду и к работе предприятия в целом. Руководитель должен, конечно, всегда помнить о роли в жизни человека двух базовых иерархических ступеней потребностей знаменитой пирамиды Маслоу (физиологические потребности и безопасность) и обеспечить новичка приличным жильем, зарплатой и вселить уверенность в стабильности его положения в коллективе. Ответственность момента вхождения молодого специалиста в коллектив объясняется еще и тем, что именно в это время у человека формируется система принципов, идеалов и убеждений, определяющих мировоззрение. Многие факторы влияют на создание ценностных ориентиров: средства массовой информации, мнение товарищей, авторитетных лидеров, культурная среда, тенденции моды и т.п. Причем влияние этих факторов испытывает не только молодежь, но и все общество.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту