рефераты по менеджменту

Неповторимость личности и приоритеты в кадровом менеджменте

Страница
4

Одним первых проблемы социальных факторов в жизни человека изучал 3. Фрейд ("Групповая психология и анализ Я"), однако учение о "малых группах" было развито одним из учеников Фрейда, социологом Дж. Морено, основателем социометрии. Дж. Морено считал, что самое важное для человека — его положение в группе и феномен "малых групп" следует широко применять в экономике, в организации производства. Этот заложенный в подсознании человека "стадный" инстинкт делает его зависимым от тенденций моды, амбиций лидеров, создает привлекательность идеям расовой и национальной исключительности, "нашему образу жизни", несомненному превосходству интеллектуальной элиты над "серым быдлом".

Опытный руководитель знает, какой удар можно нанести сотруднику, понизив его в должности и переведя его таким образом в другую социальную среду, или, наоборот, польстить самолюбию, пригласив его с супругой к себе (начальнику!) на юбилей. Именно социальная среда: семья, компания товарищей и друзей, различные общественные организации — позволяет удовлетворить эту важную потребность и излечить человека от комплекса неполноценности, от одиночества, от ощущения себя изгоем общества. Изучая потребность человека в определенном социальном положении, исследователи обратили внимание на интересный факт: люди, принадлежащие к среднему слою общества, чаще стремятся к достижению успеха, чем представители низших и высших слоев. Именно они наиболее конкурентоспособны, честолюбивы и стремятся подняться вверх по социальной и служебной лестнице. Людям свойственно желание принадлежать к той социальной группе, которая обладает чем-то важным для них самих. Веселые и счастливые не хотят видеть рядом грустных, а никто из страдающих не согласится быть в обществе со счастливыми, хотя именно такое соседство было бы им исцеляюще полезно.

На ту же ступень пирамиды потребностей часто ставится и потребность человека в любви, в том чувстве непреодолимого влечения к личности другого пола, которое лишь в определенной степени бывает связано с сексом. Желание сделать любимого, детей, родителей счастливыми, нести ответственность за "тех, кого ты приручил", наполняет жизнь человека особым смыслом. "Самое главное совершается в сердце, — сказал Папа Иоанн Павел II в своей энциклике Centeessimus Annus ("Сотый год"), — никто не может сказать, что не отвечает за благо брата или сестры". Именно эта высокая потребность чаще всего бывает не удовлетворена или реализована только частично, но она является мощным стимулом к действию. Мудро замечает А. Маслоу: "Лучший способ побудить кого-нибудь к поиску любви — отказать ему в ней". Напрашивается рекомендация руководителям, начальникам всех рангов: понимая важность социальных потребностей человека, нужно стараться создать на работе атмосферу сотрудничества, единой команды ("фирма — одна семья!"), чаще проводить с сотрудниками совещания, что создает убежденность (пусть даже иллюзорную!) в своей причастности к решению производственных задач; не разрушайте возникшие в коллективе неформальные группы, поддерживайте социальную активность своих сотрудников вне предприятия!

Другой потребностью высшего уровня является потребность в уважении, признании и престиже своей личности. От примитивного семейного: "Я сказал — все!" (а мудрая жена скажет: "Да, Васенька, да, милый" — и все сделает иначе) — или пьяного: "Ты меня уважжжаешь?" — до готовности к самопожертвованию, к подвигу, если в тебя верят и уважают. Неизменно хороший результат дает простой прием: "Вы ведь знаете, Сергей Николаевич, с каким уважением я отношусь к вашему жизненному и производственному опыту ." А какой стимул для работы дало и продолжает давать вручение похвальных грамот, удостоверений ударника или ветерана труда, всякие значки и эмблемы, торжественные юбилейные речи и аплодисменты, хотя никаких материальных выгод все это не дает. Деньги не всегда являются важным мотивом поведения, для людей творческого труда и руководителей более важными являются сама работа и социальный престиж. Хотя . Хотя, будем откровенны, как следствие высокого авторитета, уважения, престижа обычно появляются и деньги, высокий уровень материального благополучия.

Стремясь стать уважаемым членом общества, человек всегда обязан ориентироваться на свою собственную социально-психологическую оценку, развивать самосознание, стараться трезво оценить свой интеллект, внешность, манеры, социальную значимость. Получить представления о самом себе можно по реакциям окружающих и значимых для тебя людей. Самосознание позволяет сравнить себя, реального, с тем образцом, идеалом, возвыситься до которого старается человек. Обидно, но обычно чем выше идеалы, тем с меньшей симпатией и уважением мы оцениваем свою личность. Выводы очевидны: следует чаще применять принцип делегирования полномочий, важно достойно оценивать и поощрять различными способами производственные успехи сотрудников.

Высшей целью, высшей потребностью индивидуума, по Маслоу, является стремление человека к самовыражению, самореализации, его стремление к личной власти. Простая констатация этого феномена мало прибавит к его пониманию — уж очень сложен лабиринт души человека, мало еще мы знаем о загадочной системе мотиваций и стимулов. Проблемы мотивации в деятельности предпринимателей, направленной на достижение конкретных результатов, самоутверждение и приобретение власти, изучались многими исследователями, среди которых особенно весомый вклад в теорию управления внесли Макс Вебер, Иозеф Шумпетер и Н. Д. Кондратьев (его основная работа "Проблемы экономической динамики" была опубликована в 1989 г.). Мотивация поведения именно этой, наиболее активной, экономически агрессивной и склонной к самоутверждению социальной группы представляет значительный интерес, особенно в связи с бурным ростом предпринимательства в условиях современной России.

По мнению Шумпетера ("Теория экономического развития"), для предпринимателей характерно "весьма примечательное равнодушие и даже неприязнь к праздным удовольствиям" (очевидно, что на "новых русских" эти выводы не распространяются). Типичный предприниматель никогда не задается "вопросом, принесет ли ему каждое прилагаемое усилие достаточную компенсацию в виде "прироста наслаждений". Основным побудительным мотивом деятельности предпринимателя является его потребность в самоутверждении, и достижении реальной власти путем создания своей процветающей фирмы (частная империя) или достижение победы всегда и во всем, а размер прибыли является лишь конкретным показателем этой победы. Власть в этом случае проявляется в возможности диктовать свою волю другим лицам и подчеркивает социальное неравенство в обществе. И, наконец, важным мотивом предпринимательской активности является радость творчества, удовольствие от хорошо выполненной работы, что бывает важнее экономического результата и свидетельствует о психическом здоровье личности. Ясно, что вполне естественное стремление человека к реализации его потенциальных возможностей, к самосовершенствованию, к творчеству, независимости, попытки человека "познать самого себя" и усердно работать "над диким камнем своей души" заслуживают уважения и понимания.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту