Из каких источников наш современник может формировать свой духовный ценз и мировоззренческие принципы, на какие интеллектуальные, культурные, нравственные и эстетические эталоны он может сейчас ориентироваться? Очевидно, что телевидение, радио, видеорынок и книжная торговля переживают трудное время и, чтобы выжить в конкурентной борьбе, они вынуждены учитывать вкусы "массовой культуры", образцы которой хлынули к нам из-за океана вместе с незнакомыми ранее стереотипами образа жизни и духовных ценностей. Мы уже привыкаем к ежедневным сценам убийств, жестокости, воплям ярости и сладострастным стонам роскошных блондинок, отупляющим ритмам и "интеллектуальным" конкурсам. Информацию мы научились воспринимать малыми дозами, не длиннее 30 секунд эфирного времени, и только ту, что выбрали для нас бесконтрольные корифеи эфира, а если о событии ничего не говорилось, то его и не было. Как в столовой, где в меню предлагается широкий выбор между отварной, тушеной и жареной картошкой .
Новейшая история нашей страны наглядно показала, что при ломке государственной системы самые сильные, сокрушительные удары наносятся культуре. Рыночные отношения спроса и предложения неминуемо ведут к модернизации национальной культуры и искусства, диктат мирового рынка может внести что-то модернистско новое из достижений мировой цивилизации, но может и привести к разрушению, деградации имеющихся культурных традиций и ценностей. Попытки замкнуться в своем культурном национальном гетто приведут к спекуляции национальным приоритетом, к этнической исключительности и могут стать причиной новых межнациональных конфликтов.
Однако монстр массовой культуры, это порождение рынка и современных информационных технологий, уверенно шествует по миру и цинично втаптывает в грязь искусство индивидуальное, элитарное, подчиненное принципам гармонии и благородства. Именно на "среднего" человека ориентировано это индустриально-коммерческое производство примитивизма, культура успеха и потребительства, насилия и секса. Масс-культура выдвигает на первый план инстинкты, эмоции, создание идолов под маркой нового и современного, потакает неразвитым вкусам, поддерживает некомпетентность основной массы населения и формирует высокую внушаемость масс в критических ситуациях. В крупных городах уже возникло "массовое общество" с характерным для него усреднением, стандартизацией культурных и мировоззренческих ценностей, и в рамках этого общества котируется то, что имеет хотя бы формальные черты нового, авангардистского. Как тут не вспомнить афоризм великого Сенеки: "Для нас естественно более удивляться новому, чем великому".
Отвратительным симптомом морального разложения общества является пошлость, которая серой плесенью начинает покрывать человеческие души не без помощи средств массовой информации. Молодежь не верит, что совсем недавно наша страна была одним из центров мировой культуры. Ведь сегодня, скажем правду, в стране практически не осталось крупных пианистов, скрипачей, дирижеров, певцов, балерин. На сценах и экранах телевизоров стонут, воют, трясутся "певцы и музыканты", не имеющие ни музыкального образования, ни вокальных данных, ни музыкальной и никакой вообще культуры. Убожество текста и звука пугает уже и самих исполнителей, и, понимая это, они стараются хоть чем-то, как-то потрясти, эпатировать публику — прической, одеждой или ее отсутствием, эквилибристикой с микрофоном — благо фонограмма не подведет. Можно с уверенностью утверждать, что когда-то человечество постарается определить размеры той разрушительной силы, те колоссальные потери, которые понесло общество только от рок-н-ролла и поп-музыки, хотя, миллионы загубленных дискотеками и массовыми сборищами (и связанными с ними наркоманией, алкоголизмом и разнузданным сексом) жизней подсчитать трудно.
Помнится, когда в мае 1964 г. крупнейший пианист мира XX столетия Артуро Бенедетти Микеланджело закончил исполнение "Чаконы" И.-С. Баха, то Большой зал Московской консерватории потрясенно молчал и лишь после долгой паузы раздались робкие аплодисменты. Сейчас же музыкально образованных людей и знатоков стало значительно больше, публика пытается аплодировать и между частями исполняемой сонаты, раздаются истошные вопли "браво" без всяких к тому оснований, исполнителю подносят роскошные, невиданные ранее корзины и букеты цветов (большие деньги платит за свой "успех" исполнитель!). Правда, будем объективны, на симфонических концертах еще не научились одобрительно свистеть, как это принято в мире поп-музыки. Среди молодежи наметилась весьма опасная тенденция освоения мировых и отечественных культурных и интеллектуальных ценностей не путем их глубокого изучения, а методом "снятия сливок", т.е. лишь путем поверхностного ознакомления с престижными слоями знания и культуры. Результаты проведенного в 1998 г. опроса: "Назовите величайших певцов России XX века" ошеломили деятелей культуры. Не были забыты имена Неждановой, Собинова, Лемешева, но первое место заняла . Алла Пугачева, Шаляпин получил только третье место!
Во многих городах России, и особенно в Москве, появились новые архитектурные сооружения и многочисленные скульптурные композиции сомнительной художественной ценности, но стоимостью в миллиарды и миллиарды рублей. На военную авантюру в Чечне уже истрачена астрономическая сумма в 100 млрд. долл. и планируются все новые и новые затраты. При этом голодают энергетики Приморья, шахтеры месяцами не получают зарплату, им буквально нечем кормить свои семьи, пенсионеры с трудом сводят концы с концами, пустеет русская деревня, а беженцев и вынужденных переселенцев из бывшего СССР негде размещать и трудоустраивать. Изменившиеся социальные условия способствуют массовому отторжению от общества, количественно растет маргинальный слой населения — бедных, психически сломленных, неспособных адаптироваться к новым условиям жизни людей.
Именно такие эталоны культуры, образцы заботы о людях, нравственные принципы видят наши люди, и в этих условиях формируется их мировоззрение. Проблемы экологии культуры не менее важны, чем экология природы. Многие ищут духовное пристанище в религии и часто обретают его там, но и на этом пути человека подстерегают всевозможные секты, проповедники сомнительных, искаженных истин в лице кришнаитов, "свидетелей Иеговы" и прочих экзотических, чуждых христианству и земле русской вероучений. То объявилась ни мало ни много Мария Деви Христос — бывший комсомольский деятель. То многочисленные секты, такие, как упомянутые уже "Свидетели Иеговы", "Церковь сайентологии" (дианетика), "Общество сознания Кришны", "Церковь объединения" (мунисты), не говоря уже о пресловутой японской секте "Аум сенрике" (музыкальное сопровождение собраний секты нашло в свое время горячую поддержку известных, но беспринципных деятелей культуры России). А колдуны, маги, шаманы, целители, экстрасенсы, уфологи, спириты, астрологи — все они получают лучшее эфирное время на телевидении, лучшие залы для проведения своих сеансов и многомиллионные барыши. Что же противопоставляется этой вакханалии пошлости и аморальности? Следует отдать должное Православной Церкви, она применила к растлителям душ человеческих высшую меру церковного наказания — анафему, отлучение от Церкви. Многие деятели культуры, провозгласив себя истинными русскими патриотами, поспешили уехать из России и иногда приезжают на неделю-другую всплакнуть над утратой духовных ценностей.