рефераты по менеджменту

Недостатки планирования современных аптечных учреждений

Страница
2

Большой размах приобрела дезинтеграция в правовой сфере. По далеко неполным официальным данным, принято более 20 тыс. правовых актов (законов, распоряжений губернаторов и т. д.), не соответствующих Конституции РФ и федеральным законам. Проблема усугубляется еще и тем, что в последние годы законодательство интенсивно меняется.

Немало изменений произошло и в области налогообложения, лицензирования, ценообразования, сертификации. В настоящее время в Российской Федерации происходит быстрое развитие налогового права. Появляются новые виды налогов и основательно меняются уже существующие. В целом социальные последствия нынешней налоговой реформы значительны, но весьма противоречивы. Впереди еще большая работа по обобщению накопленного опыта и устранению выявленных жизнью противоречий.

Говоря о совершенствовании системы управления фармацевтической службой, не следует забывать, что фармация, как и любая другая отрасль, должна вписываться в государственное устройство и иметь 3-4 уровня управления:

I уровень - Правительство РФ, Минздрав России;

II уровень - федеральные округа. Хорошо начатое дело - учреждение института представителей Минздрава в федеральных округах, к сожалению, не доведено до логического конца;

III уровень - субъекты РФ. Необходимо четкое разграничение полномочий между федерацией и регионами.

При этом следует учитывать разнородность 89 субъектов России, которые представлены 6 типами (республики, края, области, автономные округа, автономные области, города федерального значения - Москва и Санкт-Петербург), которые различаются по численности населения, экономическому потенциалу и возможностям.

На этом уровне управление фармацией в настоящее время представлено различными организационными структурами: где управлениями, где комитетами, где отделами. Нам представляется, что на этом уровне должна быть единая система управления и контроля за деятельностью участников фармацевтического рынка, модель которой представлена на рисунке.

Но нельзя упускать из виду, что есть еще прочие населенные территории - города, районные центры и др. Отсюда - IV уровень, уровень местного самоуправления.

Следует отметить, что сегодня на повестке дня стоит вопрос о структурной модернизации местного самоуправления. Наличие местного самоуправления подразумевает, что в стране наряду с интересами государства и интересами личности признаются еще и местные интересы, связанные с обеспечением жизнедеятельности отдельно взятой населенной территории. Современное российское местное самоуправление - неотъемлемый элемент государственного устройства России - является сложным и недостаточно исследованным вопросом, постоянно находящимся в центре внимания.

Экспансия аптечных сетей и индивидуальная аптека

Аналитики российского фармацевтического рынка отмечают стремительное развитие аптечных сетей и их значимость в розничном товарообороте. Сложившиеся обстоятельства столь серьезной конкуренции ставят перед индивидуальными аптечными предприятиями вопрос о необходимости собственной консолидации.

По данным аналитических агентств на сегодняшний день в России частные аптечные сети занимают уже 35% рынка, государственные - 5%. Доля аптечных сетей в розничном товарообороте еще больше: она составляет почти 43%.

В среднем по стране оборот аптечных сетей вырос на 49%, что значительно выше, чем такой же показатель по фармацевтическому рынку. Активное развитие сетевого аптечного бизнеса создает серьезную конкуренцию индивидуальным аптекам, которые имеют свою определенную нишу на фармацевтическом рынке и дорожат своей самостоятельностью.

Однако ни для кого не секрет, что по сравнению с единичными аптечными предприятиями сетевые структуры обладают широким спектром преимуществ: у них значительно больше возможностей для снижения себестоимости товаров и услуг, организации бизнес-процессов на современном уровне, привлечения высококвалифицированных специалистов, проведения масштабных рекламных мероприятий. Входящие в сеть аптеки работают под одной торговой маркой, и это значительно повышает их узнаваемость среди населения[2].

Таким образом, встает вопрос: Что же делать самостоятельным единичным аптекам? Как решать различные проблемы, с которыми они сталкиваются, и при этом организовать аптечное дело так, чтобы и покупатели были довольны, и аптека была в выигрыше? Наконец, как в целом противостоять в конкурентной борьбе?

В решении этого вопроса можно выделить три ключевых направления. Первое направление - франчайзинг аптечной сети, когда аптека покупает существующие технологии и торговую марку. Но при этом она теряет собственное лицо, получая взамен возможно успешный бизнес. Заметим, что на аптечном рынке удачных примеров франчайзинга пока не было.

Второй вариант - консолидация нескольких аптек и регистрация собственной торговой марки. Преимуществом такого подхода является возможность аптек сохранить свой имидж и право влиять на стратегическую политику образовавшейся сети. Но вместе с этим участники вынуждены тратить значительные ресурсы на формирование единой идеологии, организацию коммуникаций, рекламу и т.д.

Третий путь - это вступление в ассоциацию, объединяющую аптечные учреждения. Это более мягкий способ объединения, не преследующий коммерческих целей, а больше направленный на формирование благоприятного общественного мнения и лоббирование общих интересов.

Особенности бизнес-планирования в аптеках

Руководители предприятий часто высказывают следующие точки зрения:

4. Бизнес-план - это теория, а действительность совсем иная. Мы разрабатываем бизнес-план только потому, что этого требуют инвесторы или кредиторы.

5. Теперь рынок, а не административная система: планирование отменили!

6. Планировать сбыт невозможно: покупатель от нас не зависит, неизвестно, что ему придет в голову и когда он решится на покупку.

Многих из них можно понять - они так говорят потому, что бизнес-план - это ответственность. Разработав бизнес-план, руководитель берет на себя как минимум моральную ответственность за его реализацию. Поэтому если на предприятии нет бизнес плана - ответственности за будущее этого предприятия, даже моральной, тоже никто не несет! Отсутствие бизнес-плана дает возможность в случае возникновения каких-либо проблем сослаться на изменившиеся рыночные условия, которые будут виноваты в произошедшем.

Между тем, отказываясь от планирования, руководитель отказывается от возможности принимать управленческие решения, основываясь на реальном положении дел в бизнесе. Таким образом, отказ от планирования неминуемо влечет за собой отказ от грамотного управления. Кроме того, не занимаясь бизнес-планированием, руководитель лишает себя возможности на равных обсуждать с инвестором перспективность вложений в предлагаемые им проекты и делает свое предприятие не привлекательным объектом для инвестиций.

Так как же спланировать деятельность своего предприятия, чтобы с одной стороны можно было прогнозировать перспективы развития вашей компании и последствия принимаемых вами решений, а с другой, чтобы бизнес-план не был догмой, а представлял собой некое универсальное средство, с помощью которого можно гибко реагировать на ситуацию?

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту