- изменение систем оплаты труда или премирования;
- внедрение нового оборудования;
- принципиальное изменение технологического процесса;
- введение нормирования труда.
2. Перемены, имеющие второстепенное значение:
- перевод подчиненного с одной работы на другую;
- небольшое изменение методов работы;
- изменение времени обеденного перерыва;
- изменение цен в столовой.
Работники могут сопротивляться переменам, так как им придется подстраиваться под изменившуюся ситуацию, а также из-за боязни.
Для того, чтобы дать людям понять, что их мнения учтены, а перемены пойдут на пользу сотрудничеству, руководители должны:
- планировать перемены: принимать во внимание то, кого они затрагивают и как они отражаются на руководстве.
- объяснять необходимость перемен путем проведения инструктивных совещаний по нисходящей субординации.
- консультировать тех, кого касаются перемены, либо их доверенных лиц.
После осуществления перемен, надо убедиться, что каждое изменение было введено в соответствии с планом, и его цель была достигнута. Здесь может возникнуть необходимость последующих консультаций, реорганизации и коммуникации.
В наше время многие организации работают на глобальных рынках и сталкиваются с жестокой конкуренцией не только по цене, но и по качеству товаров и услуг, инновациям, скорости реакции. Большинство компаний работают и в сфере услуг, где качество межличностного взаимодействия с потребителем является важной частью трансакций.
Современный психологический контраст в значительной степени отличается от того, который заключался сотрудниками при поступлении на работу в государственные организации, когда многие из них руководствовались желанием достойно служить обществу, нести добро людям. А сегодня от них требуется умение, руководствуясь интересами личной финансовой выгоды, зарабатывать прибыль.
Обычный метод сокращения затрат на оплату труда состоит в минимизации количества постоянных работников и дополнительном найме временного персонала. Постоянно возрастает спрос на услуги работников, желающих трудиться неполный рабочий день или работать по совместительству. Стандартные процедуры часто предлагают структуры, жестоко привязывающие рабочий процесс к требованиям информационных систем, объединяющих все части организации. В то же время от работников ждут сотрудничества в командах и установления хороших отношений с потребителями. Сотрудников организации обязывают неукоснительно следовать установленным процедурам и в то же время творчески разрешать нестандартные проблемы.[1, стр.255]
Ожидания людей относительно деятельности организаций различны, на них влияют и тенденции социального развития, и действия самой организации. Все больше людей предпочитают наемному труду собственный бизнес.
Основные характеристики старых и новых психологических контрактов представлены в таблице № 3.
Таблица № 3. Изменение психологических контрактов.
Характеристика |
Старый |
Новый |
Основная цель |
Безопасность |
Возможность смены места работы |
Формат |
Структурированный |
Гибкий |
Продолжительность работы |
Постоянная |
Различная |
Масштаб |
Широкий |
Узкий |
Принцип |
Традиция |
Рыночные силы |
Результат |
Лояльность и высокая степень участия в рабочем процессе |
Добавленная стоимость |
Основная обязанность работодателя |
Справедливая оплата за хорошую работу |
Высокая оплата за отличное исполнение задания |
Основные обязанности работника |
Выполнение задания в соответствии со стандартами |
Различные |
Основные требования работника к работодателю |
Стабильный доход и продвижение по карьерной лестнице |
Возможности саморазвития |
Основные требования работодателя к работнику |
Время и усилия |
Знания и навыки |
Работа – одна из важнейших составляющих человеческой жизни, но многие из нас самореализуются в других областях, особенно по мере того, как сокращается рабочий день, ограничивается рабочая неделя, и уменьшаются общие сроки активной трудовой деятельности. Новые поколения стремятся получить от жизни и от работы что-то новое.
Выводы из теоретической части
Невозможно однозначно описать процесс мотивации, так как каждый человек реагирует на мотивацию по-разному. В то же время, поведение человека зависит от того, какие потребности заставляют его действовать, к чему он стремится, что хочет получить и какие у него для этого есть возможности, что подробно описано в теории содержания мотивации. Однако даже если предположить, что все это хорошо знакомо, все равно нет гарантии того, что удастся совершенно точно понять мотивацию человека. Поэтому необходимо иметь представление и о теориях процесса мотивации, которые рассказывают о том, как строится процесс мотивации и как можно осуществлять мотивирование людей на достижение желаемых результатов.
Достижение высокой мотивации к выполнению рабочего задания связано с наличием определенных психологических состояний человека: осознанием смысла, ощущением ответственности, осведомленности о результатах, обратной связи, сигнализирующей работникам об уровне (высоком или низком) исполнения задания.
Мотивация осуществляется в значительной мере через стили правления, которые вытекают из соответствующих теорий управления МакГрегора Х и У.
Одной из самых сложных "ролей", исполняемых руководителем, является мотивация перемен, которые необходимы в наше время, так как многие организации сталкиваются с жестокой конкуренцией не только по цене, но и по качеству товаров и услуг, инновациям, скорости реакции. Все перемены основаны на привлечении других людей, сотрудничества, старательности и гибкости. Но нельзя отходить от конечной цели, так как меняться могут только обстоятельства и наши действия в процессе достижения этой цели.