ВВЕДЕНИЕ
Дэниел Канеман, Амос Тверски и другие исследователи описали специфические ловушки разума (когнитивные искажения), в которые попадают лица, принимающие решения (ЛПР). В результате мы теперь можем с поразительной точностью и надежностью объяснять, как люди принимают решения. Более того, благодаря нормативным моделям экономической теории мы имеем ясное представление о том, каким именно в идеале может быть принятие решений. Если бы мы все поступали оптимально, то издержки и выгоды всегда были бы точно взвешены, нетерпения не существовало, важная информация не игнорировалась, а поведение всегда соответствовало нравственным установкам. К сожалению, мы очень плохо понимаем, как помочь людям преодолеть многочисленные ловушки их разума и начать поступать оптимально.
Мы полагаем, что пришло время сделать шаг в изучении когнитивных искажений в суждениях и принятии решений от описания к разработке принципов их преодоления. Хотя предыдущие исследования выявили ряд важных находок для усовершенствования принятия решений, мы уверены, что еще множество других откровений ждут своего часа. Мы надеемся, что в ближайшие годы ученые, занимающиеся изучением суждений и принятия решений, сконцентрируют свое внимание на поиске принципов преодоления искажений и постараются найти ответ на самый важный вопрос: как нам усовершенствовать принятие решений?
Ошибки обходятся дорого
Мы считаем, что важность данного вопроса очевидна: решения приводят к важным результатам для отдельных лиц, семей, компаний, правительств и обществ. Развитие знания о том, как улучшить эти результаты, принесут выгоду всем этим людям, коллективам и учреждениям. В конце концов, из-за ошибок, вызванных искажениями в суждениях, лица, принимающие решения, откладывают недостаточно пенсионных сбережений, вступают в ненужные конфликты, заключают браки с неподходящими партнерами, выбирают неудачную работу и понапрасну вторгаются в чужие страны. С учетом значительных издержек, порождаемых принятием неоптимальных решений, для нашей научной дисциплины очень важно сконцентрировать усилия на усовершенствовании знаний о принципах, которые могут привести к принятию более правильных решений.
Ошибки будут обходиться еще дороже
Издержки от неоптимальных решений уже значительно выросли со времени первых исследований когнитивных искажений, начавшихся 50 лет назад. По мере того как основа экономики все больше смещалась от сельского хозяйства к промышленности, важность оптимального принятия решений возрастала. А уж в экономике, основанной на знаниях, хорошее решение — это основной продукт интеллектуального работника2. Кроме того, слишком большое количество информации, дефицит времени, необходимость одновременного выбора и другие ограничения вносят искажения в решения все большего числа людей. Наконец, с возрастанием глобализации экономики каждое искаженное решение, по-видимому, будет иметь последствия для все более широких слоев общества.
ЛПР готовы воспринимать новые идеи
Исследования по принятию решений актуальны для бизнесменов, врачей, политиков, юристов, частных лиц и многих других категорий, для которых неспособность сделать оптимальный выбор может стоить особенно много. Ограничения, открытые исследователями в нашей сфере, освещены достаточно широко, на них обращают внимание студентов многих общеобразовательных и профессиональных программ обучения. Те, кого мы опрашивали, жаждут научиться практическому применению накопленных нами знаний об искажениях в принятии решений, чтобы улучшить собственные результаты. При этом наша дисциплина в первую очередь предлагает описание ловушек, которые мешают ЛПР, а не понимание того, как их можно избежать или хотя бы сократить.
Нас ждут новые открытия
Активизация наших усилий по разработке методов совершенствования принятия решений должна принести дополнительные выгоды исследователям, интересующимся умственными процессами, лежащими в основе искаженного суждения. Благодаря тщательному изучению того, что может, а что не может улучшить принятие решений, исследователи наверняка сформируют лучшее понимание механизмов, лежащих в основе ошибок в принятии решений. Это углубит наше и так значительное понимание принятия решений.
Положим, мы осознали важность выявления принципов предотвращения ошибок при принятии решений. Следующий вопрос: с чего начать? Чтобы ответить на него, мы сначала вкратце обсудим, как мы определяем, что есть «оптимальное решение». Затем мы обобщим разрозненные знания, которые были накоплены за последние десятилетия учеными в сфере суждений о том, как уменьшить искажения при принятии решений. Наш анализ существующей литературы структурирован таким образом, чтобы выделить наиболее перспективные направления дальнейших исследований для устранения когнитивных ловушек в принятии решений.
Оптимальное принятие решений
Как упоминалось в начале статьи, мы полагаем, что нормативные модели из экономической теории предлагают разумные критерии оптимальности для принятия решений. Согласно этим моделям, предпочтения должны быть транзитивными и нечувствительными к незначительным изменениям в контексте. Кроме того, выявленные предпочтения должны согласовываться с заявленными предпочтениями3, а математические ошибки в суждениях не должны быть систематическими (если только для их предотвращения не требуется особой способности к вычислениям). Мы также добавили условие, чтобы лицо, принимающее решения, оставалось уверенным в правильности своего выбора не только до, но и после того, как выбор сделан (по результатам тщательного, хладнокровного размышления). Наконец, мы постулируем, что оптимальное решение — это решение, которое ЛПР будет считать правильным выбором независимо от того, оценивает ли оно собственное решение или чужое.
Преодоление ловушек: первые неудачи
Прежде чем мы начнем обсуждать успешные подходы к усовершенствованию принятия решений, важно отметить, насколько сложным оказался поиск ответов, несмотря на значительные усилия. В 1982 г. Фишхофф [12] проанализировал результаты четырех стратегий, которые предлагались в качестве средств против искаженний в принятии решений:
предупреждение ЛПР о возможности искажений;
указание направления воздействия искажений;
обеспечение обратной связи по результатам;
обширная программа обучения с коучингом, обратной связью и другими мерами воздействия для улучшения суждений.
Согласно исследованиям Фишхоффа, подвергавшимся в последующие 25 лет тщательной проверке, первые три стратегии практически не дают результата, и даже интенсивная персонифицированная обратная связь дала лишь умеренное улучшение в принятии решений [4]. Подобный итог является неутешительным для психологов и экономистов, надеявшихся, что их исследования смогут усовершенствовать суждения людей и их способность к принятию решения.